ПАЦИФИСТСКИЙ ЧАПЕК: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

ПАЦИФИСТСКИЙ ЧАПЕК

13 марта 2020
Алина Коновалова, Елизавета Пухова, Анастасия Горбатенкова, Полина Трескунова, "Театрал", 13.03.2020

Фото: Елизавета Пухова

xl_20200313174142

4 марта в Губернском театре состоялась премьера спектакля «Сердце матери», поставленного по мотивам пьесы Карела Чапека «Мать». Студентам факультета журналистики МГУ удалось побывать на премьере и обсудить постановку с актёрами, а также написать свои впечатления об увиденном в рамках проекта «Журфак Театрала».

«Мужская пьеса – женский спектакль»

Алина Коновалова

Премьера Губернского театра по пацифистской пьесе Чапека говорит, прежде всего, о ценности человеческой жизни. Это настоящий гимн материнской любви. Главная героиня «Сердца матери» теряет одного за другим почти всех сыновей. Едва покинув этот мир, они являются к ней и принимаются наперебой убеждать, что умерли «прекрасной смертью»: за равенство, свободу, царя, научный и технический прогресс. Они уверяют, что не стоит делать трагедию из их преждевременного ухода, из раза в раз повторяя одно: «Мама, ты ничего не понимаешь!». Однако Мать продолжает стоять на своём: они не должны были погибнуть, какими бы грандиозными ни были их устремления, не должны были ее оставлять.

Ближе к финалу герои все-таки признают, что в их смерти не было ничего «прекрасного»: было и больно, и страшно, и не так величественно, как казалось на первый взгляд. А ведь они могли бы не умирать, а «жить за свои великие идеи». Мать, которая «ничего не понимала», в итоге оказывается права.

Концовку пьесы режиссер «Сердца матери», Анна Горушкина, решительно поменяла. В пьесе Мать, как только начинается Мировая война, сама отправляет единственного сына на фронт. Она понимает, что в сложившейся ситуации просто не остаётся выбора. Рациональное побеждает над чувственным. Женщина признает долг перед Отечеством важнее собственной любви к сыну. «Оригинал – это мужская пьеса», – поясняет режиссер. В ее версии Мать не отпускает своего ребёнка на войну, а когда он все-таки сбегает, чуть не сходит с ума.

xl_20200313173833

Актеры о героях

Анастасия Горбатенкова

Когда читаешь пьесу Карела Чапека, кажется, что герои написаны в соответствии с «амплуа»: Корнель – адепт идеи, Тони – романтик и мечтатель, Мать – любящая и преданная своей семье женщина. Но актеры Губернского театра добавили им индивидуальности и многогранности. Андрей Щеткин, Кирилл Новышев и Елена Доронина поделились с «Театралом» своим представлением об образах, которые им предстояло сыграть.

«Быть сыном своего отца»
«Несмотря на соблазн сделать из Корнеля «отморозка», я попытался его очеловечить, – говорит Андрей Щеткин. – Играть идею, безусловно, тяжело – все время нужно подключать то, что тебя с персонажем объединяет». Корнель борется, прежде всего, за сложившийся в стране порядок, за своеобразный консерватизм, нарушение которого приводит к конфликту с братом-революционером. «Идти до конца он боится, но поскольку хочет быть сыном своего отца, то «душит» в себе любой страх». Андрей Щеткин играет Корнеля не извергом, а человеком, который мечется между желанием быть свободным и получить одобрение давно умершего отца.

«Доказать самому себе»
«Лично я не согласен с тем, что Тони уходит на войну, но оправдываю его желание доказать самому себе, что он способен на поступок», – говорит Кирилл Новышев. Тони с детства принимали за «маменькиного сынка», поэтому он должен был освободиться от давления стереотипа и показать своё «мужское начало». «Когда нам говорят, что мы слабые, мы, конечно, не соглашаемся и пытаемся доказать обратное», – поясняет актер.

xl_20200313173800

«Думать о близких»
«Сердце матери» – о способности матерей чувствовать своего ребёнка на расстоянии. Когда у главной героини умирают сыновья, она первой узнает, вернее, ощущает всем своим существом, что случилось несчастье. Она не в силах отпустить сына – единственного, кто остался в живых – на войну даже под угрозой надвигающейся мировой катастрофы. Однако Тони все-таки уходит, окончательно сломав мать. «Она чуть ли не сходит с ума», – говорит о своей героине Елена Доронина. – Мужчины, думайте о близких, когда идете на свои авантюры» – призывает актриса.

«Но вот прекрасная приходит незнакомка…»

Елизавета Пухова

Смерть в постановке «Сердце матери» – далеко не абстрактное понятие. Здесь она – «прекрасная незнакомка» – становится действующим лицом. Её присутствие постоянно ощущается как в потустороннем, так и в реальном мире. То она появляется на заднем плане, протирая пыль с автоматов, то насвистывает мелодии, в которых отражается общее настроение, то размышляет над шахматной задачей, которая только что была предметом споров братьев. «Эта семья заражена смертью», – говорит режиссёр Анна Горушкина.

xl_20200313173848

Интересно, что свой голос «прекрасной незнакомке» дарит Эдит Пиаф (её песни звучат на протяжении всего спектакля), а внешность ее «срисована» с актрисы Марлен Дитрих. Но если сначала она является в образе кинодивы, подчеркнуто женственной и притягательной, то в конце больше напоминает мужчину.

Эта концепция образа перекликается с мотивами баллады о кузнеце и смерти: девушка, обладавшая редкой красотой, превращается в жуткую старуху с затупившейся косой не потому, что являлась олицетворением зла, а из-за ужасных поступков самих людей. Это они сделали из «прекрасной незнакомки» чудовище. Смерть изначально стоит на уровень выше всех героев, живых и мертвых, следит за ними со стороны как соглядатай, давно изучивший человеческую натуру.

Смерть стоит над повседневной суетой, сопровождает людей на протяжении всей жизни и становится проводником из одного мира в другой. Умерших она заставляет снова переживать момент своей гибели, снова испытывать боль и страх, слышать зловещие напевы из прошлого. Именно она отпирает подвал и помогает Тони сбежать на фронт. Но финальное решение все же остаётся за ним: умереть ради идеи или найти внутри себя то, ради чего стоит жить.

«Мы пытаемся достучаться до мужчин»

Полина Трескунова

«Сердце матери» не ограничивается идеей ценности человеческой жизни. Спектакль ставит вопросы об оправдании средств «благой» целью, о борьбе человечества с «вирусами» ненависти, об отношениях родителей и детей. Наконец, о роли и судьбе журналиста во время «великих перемен» (о ней заставляет задуматься образ свободолюбивого молодого публициста, расстрелянного за свои идеи).

xl_20200313173904

Особый акцент сделан в спектакле на бессмысленной жестокости войны. Красноречиво напоминает о ней тень женщины, укачивающей в коляске блестящую боеголовку, и сеть сцепленных между собой автоматов, которая постоянно перед глазами.

Написанная в 1938 году, пьеса Чапека – по сути антифашистский манифест. Но проблема борьбы за идею и ее катастрофических последствий остаётся актуальной и сегодня. «Если возвести идею в абсолют, она переедет катком простых людей, – говорит актер Андрей Щеткин. – Двое из пяти братьев погибают, оказавшись по разные стороны баррикад. Противостояние «белых» и «черных» разрушает их жизнь».

Каждая из проблем, заявленных в спектакле, неразрывно связана с трагедией матери, потерявшей своего ребёнка. «Мы пытаемся достучаться до мужчин», – говорит Елена Доронина, исполнительница главной роли. – Чтобы решаясь на авантюру, они не были слишком уверены, что с их близкими точно все будет в порядке».

«Сердце матери» – щемящая и трогательная история о любви и потере, которая отзывается в сердце каждого зрителя.

xl_20200313174048

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Веселый солдат
Драма
2 часа
Подробнее
16+
Дон Жуан. Новый миф
Трагикомедия
2 часа
Подробнее
16+
Бесконечный апрель
Драма
1 час 15 минут
Подробнее
12+
Поэтическое кафе «Луч»
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа 45 минут с антрактом
Подробнее
6+
Путешествие Мармелана
Музыкальная сказка
1 час 10 минут
Подробнее
Последние статьи
Новый миф о Дон Жуане представили в Московском Губернском театре
18 марта 2025
В праздничные дни марта в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Дон...
Кто обнимет небо: премьера «Дон Жуан. Новый миф» прошла в Московском Губернском театре
17 марта 2025
Премьера «Дон Жуан. Новый миф» по пьесе Жана-Батиста Мольера состоялась на сцене...
Антон Хабаров: «Мне точно уже не интересно просто играть красавчика»
14 марта 2025
В дни, когда страна отмечала женский праздник, Московский Губернский театр порадовал...
«Дон Жуан»: Новый миф родился в Губернском театре
14 марта 2025
Острохарактерные герои, резкая смена тональности и раскрытие идей Мольера. 8 марта в...
СОБЛАЗНИТЬ СМЕРТЬ И ОБРЕСТИ ПОКОЙ
13 марта 2025
ПРЕМЬЕРА «ДОН ЖУАН. НОВЫЙ МИФ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ 8 марта Губернский театр...
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре (16+)
12 марта 2025
«Мы показали две энергии – грешного, заблудшего и несчастного персонажа, и доброго,...
Бросая вызов морали и небесам
12 марта 2025
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» Московский Губернский театр представил...
Рецензия на спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025) в Губернском театре: как обнять небо
12 марта 2025
8 марта 2025 года на сцене Губернского театра в Москве состоялась премьера...
Небо в алмазах
11 марта 2025
На сцене Московского Губернского театра премьера – спектакль "Дон Жуан. Новый миф" по...
Танцы со смертью: Антон Хабаров сыграл Дон Жуана в комедии Мольера
11 марта 2025
Главную роль в постановке по комедии Мольера «Дон Жуан» режиссер Максим Меламедов...
АНТОН ХАБАРОВ: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»
10 марта 2025
— Я тут подумал: если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь....
«Дон Жуан. Новый миф» Губернского театра
10 марта 2025
В праздничные дни москвичей ждала премьера Губернского театра «Дон Жуан. Новый миф»....
Антон Хабаров заделался "Дон Жуаном"
10 марта 2025
Премьера спектакля о знаменитом ловеласе прошла в Московском Губернском театре 8 марта. ...
"Интервью": Антон Хабаров – о том, почему выбирает друзей по недостаткам
10 марта 2025
Как о людях отзывается актер Антон Хабаров? Почему друзей выбирает по...
В Губернском театре показали необычного "Дон Жуана" с Антоном Хабаровым
09 марта 2025
МОСКВА, 9 мар – РИА Новости. В Губернском театре 8 марта состоялась премьера трагикомедии...
Губернский театр представил новую интерпретацию "Дон Жуана"
08 марта 2025
Образ Дон Жуана – один из самых загадочных и противоречивых в мировой культуре. От...
Московский Губернский театр представил новую версию «Дон Жуана»
08 марта 2025
Великий сердцеед и обольститель всех времен. «Дон Жуан. Новый миф» — премьера на...
В МГТ состоится премьера спектакля "Дон Жуан. Новый миф"
08 марта 2025
Показы пройдут 8 и 9 марта МОСКВА, 8 марта. /ТАСС/. Московский Губернский театр (МГТ)...
«Дон Жуан. Новый миф». Премьера в Московском Губернском театре. Доброе утро. Суббота. Фрагмент выпуска от 08.03.2025
08 марта 2025
На афишах Московского Губернского театра новые для него имена: в репертуар вошел...
Московский Губернский театр представляет премьеру спектакля «Дон Жуан. Новый миф»
08 марта 2025
Великий соблазнитель и история о вечном противостоянии добра и зла. «Дон Жуан....
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре