Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», ноябрь 2015.
Поприщин – С. Безруков. «Сон разума»
Новый спектакль «Сон разума» Московского Губернского театра таит для зрителя много сюрпризов. Логичнее всего было бы ожидать от Сергея Безрукова отличного моноспектакля по гоголевской повести «Записки сумасшедшего», положенной в основу постановки. Но Безруков, являющийся также режиссером спектакля, пошел гораздо дальше. Вместе с художником Николаем Горобцом он поставил страшную, но захватывающую сказку для взрослых.
С первых же минут спектакля зритель буквально погружается в подсознание Аксентия Поприщина – скромного титулярного советника, влюбленного в дочку директора департамента.
В этом спектакле не будет реальных персонажей, кроме самого Поприщина. Сон разума рождает чудовищ: ожившие страхи и кошмары, мучающие маленького чиновника, займут места живых существ в виде странных, пугающих созданий. Притворяясь то сотрудниками департамента, то жителями Петербурга, то сворой собак, они преследуют Аксентия, медленно, но неумолимо влекут его в бездну безумия. На сцене происходят самые невероятные превращения, все постоянно находится в движении: вот несчастный Поприщин возносится вверх в облаке золотых конфетти, вот заглядывает в ящики огромного директорского стола и теряется в его недрах, исчезает в одном месте – и тут же чудесным образом появляется в другом.
Постановку Губернского театра можно было бы назвать великолепным шоу, но именно благодаря актерской работе Сергея Безрукова все происходящее на сцене можно назвать настоящим драматическим спектаклем. Поприщин в исполнении Безрукова – не сумасшедший, а обыкновенный маленький человек, перепутавший безумные фантазии с суровой реальностью, утонувший в пучине своего воспаленного воображения. Песчинка в колесе мирской суеты, Поприщин – Безруков вызывает не жалость, но сострадание и даже восхищение, когда он, возомнив себя испанским королем, отважно атакует вымышленного быка.
И все великолепие сценических спецэффектов не затмевает, а подчеркивает тончайшую работу артиста.