Галина Снопова, Московская правда
Это самая первая пьеса, написанная 24-летним автором. Ее редко ставят в театрах, а во времена Островского она дважды была запрещена цензурой – уж очень правдиво показано в ней купечество. Как обманывают в торговле – и покупателей, и друг друга, – какой домострой царит в семьях… Цензор М. А. Гедеонов написал в отзыве: «Судя по этим сценам, московские купцы обманывают и пьют, а купчихи тайком гуляют от мужей». Но молодой драматург работал в суде и доподлинно знал эти нравы.
Героиня, молодая девушка, скучает дома, «даже в окно выглянуть нельзя». А хочется погулять с кавалерами. Мать ворчит на молодых и вспоминает счастливую жизнь с покойным мужем, хотя «в спальне на гвоздике плетка висела». Брат девицы начинает подыскивать сестре жениха. «Дворян нам не надо, лучше купцов, из тех, кто побогаче». Выбор падает на пожилого и плутоватого кандидата с большим капиталом. Знакомый сюжет, не правда ли? Выдадут ли за него девицу? Островский оставляет открытый конец.
В спектакле прослеживаются прообразы будущих, известных героев, впоследствии на сотни лет вошедших в русскую литературу и ставших нарицательными.
Постановка идет в большом фойе. Действие чередуется с танцами и песнями. Кадриль, цыганочка, проходочка, «крутится, вертится шар голубой…», поговорки: «тех же щей да пожиже влей». Вкусный и сочный русский язык, вечный самовар на столе и штоф водочки, куда же без нее. Степенность, неторопливость старой Москвы.
Говоря о новой постановке, худрук Сергей Безруков отмечает: «В этом году мы праздновали 200-летие со дня рождения Александра Николаевича Островского. Имя этого драматурга много значит для меня лично и для Губернского театра. Десять лет назад нашей первой премьерой стала моя постановка «Нашла коса на камень» по произведениям Островского. Затем в репертуаре появился спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» – восстановленная версия постановки Олега Табакова. Островский – великий автор, он писал о нас с вами, его пьесы – вне времени. И сейчас, в его юбилейный год, мы выпускаем третью постановку по произведению Островского – «Семейная картина».
Создатели спектакля предлагают посмотреть на первую пьесу великого русского драматурга вблизи, глаза в глаза с героями «картины» Островского, чтобы рассмотреть всю палитру этой семейной истории.
«Спектакль в камерном пространстве помогает раскрыть пьесу. Картина как особенный драматургический жанр создает эффект присутствия зрителя внутри истории. Мы словно оказываемся в одних временных рамках с героями, у них в гостях. Переживаем и смеемся над проблемами этой семьи и получаем возможность подумать и про свои семейные отношения. То, что открывает Островский в этой пьесе, важно и для нас, современных людей», – говорит режиссер спектакля Ольга Матвеева.
Первая постановка пьесы после ряда поправок состоялась в Петербурге на сцене Александринского театра 3 октября 1855 года.
Материал на сайте издания