Фото: Герман Жигунов
К 130-летию автора… К 75-летию окончания Великой Отечественной войны.
В Московском Губернском театре — премьера. Спектакль «Сердце матери» в постановке Анны Горушкиной по драме Карела Чапека «Мать».
Постановка Анны Горушкиной смелая для наших непростых времен, как и смело само произведение Чапека. В 1938 году война полным шагом шла по Европе, полыхала в гражданской Испания. Родная же Чапеку Чехия мучилась во внутренних и внешних противоречиях, а на пороге стоял ад Третьего Рейха.
А сейчас, в 2020-м, я вижу на сцене скупые серо-коричневые тона, на верху – сеть из винтовок, тоже коричневых. Был момент, когда я приняла их за колючую проволоку. Цепь слишком жесткая.
Мать (Елена Доронина) пятерых сыновей вынуждена терять одного за другим, потому что они гибнут. Гибнет и муж. Гибнут в войнах, ибо они — дело мужское, гибнут в борьбе за научную истину, гибнут, ставя рекорды. Лишь только она, женщина, та, что рожает и рождает, та, что созидает и создает, живёт. Живет на ЭТОМ свете.
Мужчинам же только и остается, что разговаривать о своих подвигах на ТОМ. Для них — Отца (Александр Фролов), Евгения Гомоноя (Ондра), Алексея Веретина (Иржи), Андрея Щеткина (Корнеля), Кирилла Новышева (Тони), Андрея Исаенкова (Петр) — война, подвиги — то, ради чего следует не то что жить, а умереть.
На сцене идёт разговор между женщиной и мужчиной, между миром и войной, между ТЕМ светом и ЭТИМ.
То там, то тут зритель видит Прекрасную незнакомку (Елена Хабарова). Она — в черно-бело-сером одеянии, почти мужском костюме поет немецкие песни из репертуара Марлен Дитрих. Прекрасная незнакомка и — одновременно смерть.
К сожалению, в этой жестокой и жесткой битве побеждают пока мужчины, но я очень надеюсь, что только пока.
Материал на сайте издания