ПРЕМЬЕРА «ДОН ЖУАН. НОВЫЙ МИФ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ
8 марта Губернский театр представил свой главный подарок – самую ожидаемую премьеру сезона «Дон Жуан. Новый миф». Приглашенный режиссер Максим Меламедов предложил свое прочтение французской комедии с испанским колоритом и создал большой спектакль о страстях и страдании разочарованного человека.
Максим Меламедов, перенося на сцену Губернского театра пьесу Мольера, столкнулся с вызовом – новый для этой сцены автор, при этом известная комедия, требующая легкости, точности и виртуозного выражения серьезной проблематики. И, что более важно, режиссеру необходимо было найти своего «героя» в театре. Жестокий искатель приключений, обольститель и дерзкий шутник – образ Дон Жуана завоевал главный «Казанова» отечественного телеэкрана Антон Хабаров. Возможность поработать с ролью известнейшего мольеровского героя актер получил без кастинга.
«Получить такую роль, как Дон Жуан, — это подарок для артиста. Репетиции длились два месяца, но с режиссером Максимом Меламедовым начали готовиться к работе за год до начала репетиций, переписывались, это дало нам возможность заранее отсечь лишнее в трактовке моего персонажа и произведения, — поделился Антон. — Здесь есть и мольеровский фарс, и настоящая трагедия в финале. Потому что мой Дон Жуан — это обреченный на безверие человек, который сам страдает от этого. В своем тщеславии он доходит до вседозволенности – ему кажется, что поскольку нет справедливости, миром правят деньги, нет ни бога, ни черта, то нет и наказания ни за что. Но это его большая ошибка. А его слуга и друг Сганарель, наоборот, уверен, что существуют Небеса, есть душа, есть честь, совесть, что можно просто бескорыстно помогать людям. Наш спектакль — это притча про двух друзей, но в принципе это один человек. В каждом из нас есть и Дон Жуан, и Сганарель, которые находятся в постоянном споре друг с другом».
Весь обаятельный юмор мольеровской комедии выходит на сцену благодаря ансамблю актеров, исполняющих роли свидетелей грехов Дон Жуана. Труженицы Матюрина и Шарлотта, их бестолковые мужья Пьеро и Робер, меркантильный пастор и смущенная монашка – эти персонажи попадают в водоворот соблазнов и лжи, закрученный главным героем, и пытаются выбраться из него. Елена Хабарова – жена на сцене и в жизни – оживляет образ красавицы Эльвиры, страстной и эмоциональной женщины, обманутой, но сумевшей простить.
Но именно в актерском дуэте Антона Хабарова и Михаила Шилова, исполняющего образ смешливого, наивного Сганареля, рождается особая философия постановки, которая очень далека от простой комичности игры обольщений. Сганарель – спутник безнравственного героя, а также главный ключ к раскрытию мифа о его холодности и коварстве: только преданный слуга сумел рассмотреть боль в сердце своего господина. Казалось бы, в совершенно неактуальных архетипах покровителя и прислуги внезапно раскрывается история о настоящей дружбе и невероятной преданности, безусловной и милосердной любви к ближнему.
«Когда Максим Меламедов предложил разобрать наши образы, мы с Антоном встретили его с распростёртыми объятиями, — рассказал актер Михаил Шилов. — Больше всего нам понравилось то, что мы — два друга, не просто слуга и господин, а друзья, которые идут по земле и преодолевают какие-то трудности вместе. Мы нужны друг-другу – мне Дон Жуан нужен как человек, которого я хочу спасти и вывести на путь истинный. А Дон Жуан, наоборот, пытается показать Сганарелю, что Бога нет, что все плохо. Недавно услышал фразу о том, что самое легкое дело — обидеть близкого человека. А пожалеть кого-то — это тяжело. Здесь и есть различия между Дон Жуаном и Сганарелем. Ведь это же те же Мышкин и Рогожин, Фауст и Мефистофель. Мы зависимы друг от друга».
Сганарель абсолютно верен в своей любви: и в любви к господину, другу, и в любви к Господу. Здесь и рождается противоречие: как продолжать служить человеку, который каждый день бросает вызов небу? Как научить его любить Бога? Ведь Дон Жуан словно бы пытается «свести счеты» с раем: записать всех обманутых любовниц, высчитать ход для следующей игры, обнулить свои грехи.
«Наш герой – не просто обольститель женщин, циник и обаятельный ловец умов. Он в первую очередь человек сломленный, человек, который ни во что не верит: ни в людей, ни в любовь, ни в Бога, ни в черта. Но рядом с ним – преданный Сганарель, голос совести, спасающий, но не спасший. Мне кажется, что это главная тема, о которой сегодня хочется поговорить и поспорить без морализаторства – о прелести зла, о слабости добродетели, о нас, чья вера в Бога, в искусство, в человека, в любовь все время подвергается сомнениям и утратам», – высказался режиссер Максим Меламедов.
Этот поиск божественного мира и спокойствия отражается и в сценографии Филиппа Шейна. Художник напоминает зрителю, что мольеровский «Дон Жуан» – хоть севильский миф, но все же сюжет, который может существовать вне времени и истории. Город, деревня, лес или старый храм – на сцене масштабная трансформирующаяся декорация, которая увенчана цветущим, зеленым деревом, неким символом стремления к райскому саду, к правде и небесам. И как бы не запутывался главный герой в своей внутренней борьбе, как бы сам Дон Жуан не разочаровывался в попытке обрести покой и веру, окружающие его люди продолжают трудиться во имя этой веры. Они строят свой дом, новый мир, который приведет их к Богу. Каждый из героев пытается сохранить стремление к лучшему будущему. И даже коварный обольститель, бросив вызов своей судьбе, желая соблазнить саму смерть, в итоге обретает возможность раскаяться и обрести покой. Даже сам Дон Жуан в финале развенчивает свой главный миф и «обнимает небо».