Стеклянный дворец
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Стеклянный дворец

28 ноября 2016
Виктория Пешкова, «Труд», 25.11.2016.

В Московском Губернском театре режиссер Анна Горушкина поставила «Вид с моста» Артура Миллера

b_b04e
Сцена из спектакля Губернского театра «Вид с моста»
Кэтрин – Ирина Токмакова, Родольфо – Антон Соколов
Фото с сайта театра


Очень разных премьеры в очень разных театрах – Московском Губернском, имени Моссовета и РАМТе – по сути, об одном и том же: о хрупкости – мира, в котором мы живем. Ни одна из них не повествует впрямую о современной России – но как актуально воспринимаются все три!

Пока одни художники яростно отстаивают право на неприкосновенность своего творчества, другие спокойно и с достоинством делают дело – ведут доверительный разговор со зрителем. Разговор на равных. О том, что в одинаковой степени волнует и художника, и публику, к которой он адресуется. Не потому ли ни РАМТ, ни Губернский, ни театр Моссовета при всем различии официальных статусов и позиций в неофициальных рейтингах – на заполняемость залов не жалуются. Первые премьеры нового сезона в этих театрах объединены одной идеей – вопросы, которые ставит перед человеком жизнь, не имеют однозначных ответов.

В Московском Губернском театре режиссер Анна Горушкина поставила «Вид с моста» Артура Миллера. Пьесу, написанную 60 лет назад об Америке 50-х: нелегальные иммигранты ищут свое место под солнцем в стране, которая им совсем не рада. Простая история – любовь-ревность-ненависть – очень аккуратно выведенная за границы конкретного времени, ибо люди страдают и любят по одним и тем же причинам с момента сотворения мира. Портовый грузчик, вкалывающий с утра до ночи, чтобы свести концы с концами. Его жена-итальянка – состарившаяся до срока, лишенная счастья материнства. Юная племянница – единственная отрада в безрадостной дядиной жизни. Приехавшие на заработки из родной Италии братья жены. И чтобы спасти «наивную девочку» от ловеласа, который, по мнению дяди, хочет жениться на ней лишь для того, чтобы легализоваться, он сдает своих нелегалов-родичей полиции. Добрый, трудолюбивый, честный человек совершает бесчестный поступок, ломающий сразу несколько жизней.

Но если бы все свелось к любовному квадрату, «Вид с моста» был бы просто тонкой психологической зарисовкой на тему «чего человек не знает о самом себе». Актуальности спектаклю придает важный нюанс: люди, приехавшие в чужую страну, ведут там себя так, как принято у них на родине. Старший из братьев идет убивать обидчика по закону кровной мести. И его не останавливает то, что за убийство его в лучшем случае посадят, причем надолго, а дома у него жена и дети, которые погибнут без его заработков. «Я не понимаю вашей страны», – говорит мститель в ответ на увещевания сердобольного адвоката.

Вам это ничего не напоминает? За более чем полвека ничего не изменилось: иммигранты в самых разных точках мира живут по законам цивилизации, к которой принадлежат.

В театре им. Моссовета режиссер Юрий Еремин перенес на сцену тургеневский «Дым», озаглавив свою версию «Baden-Баден». Шаг столь же рискованный, сколь и оправданный. Роман, написанный в 1867 году, современники ругали за невнятность авторской позиции, отсутствие героя с большой буквы – деятеля и преобразователя, за злую сатиру на якобы искренние споры о призвании России. А между тем Тургенев точно отразил атмосферу, царившую в обществе, утратившем четкие ориентиры, ясную и понятную цель: реформы либо буксуют, либо не дают быстрых и явных результатов, жить по-европейски не получается – менталитет мешает, а принять свой путь не позволяет ужас перед неукротимой силой русского бунта. В дыму дискуссий о поиске истины тонут и тьмы дискуссантов, и те немногие, кто предпочитает разговорам повседневную созидательную работу.

«Baden-Баден» тоже закручен вокруг драматичной любовной истории: роковая героиня, воскресив в себе ненадолго былую девичью любовь, разрушает скромное счастье благородной простушки, а рефлексирующий герой, погнавшись за миражом, предает подлинное чувство. Однако не ради этого старого как мир сюжета затеяна постановка. Колоритные персонажи, в перерывах между минеральными ваннами азартно спорящие о судьбах родины под уютным «русским деревом» пасторального немецкого курорта за тысячу километров от границ многострадального отечества – картинка архисовременная. «Ты увидишь настоящих русских патриотов, которых можно встретить только в Европе», – обнадеживает только прибывшего в Баден-Баден героя его приятель. Опять знакомо, не правда ли? И как же одинок этот герой, покидающий сей «райский уголок» для того, чтобы грамотно управлять своим имением где-то в глубинной России.

И наконец, «Демократия» английского драматурга Майкла Фрейна, поставленная в РАМТе Алексеем Бородиным. Пьеса 2003 года посвящена политическому скандалу, разгоревшемуся в Германии в середине 70-х, в эпицентре которого оказался Вилли Брандт. В один совершенно не прекрасный для г-на канцлера день вдруг выяснилось, что многие годы его правой рукой и доверенным лицом, посвященным в высшие государственные тайны, был сотрудник разведки ГДР. Но целью его был не развал ФРГ, а содействие сближению и укреплению взаимопонимания между двумя частями расколотой страны.

«Демократия» – редчайший по нынешним временам образец чистоты жанра: беспримесный политический детектив без единого женского персонажа и каких бы то ни было намеков на отклонения от того, что многие по-прежнему упорно считают сексуальной нормой. И дело не в том, что сюжету и без любовных коллизий драйва хватает, а в том, что не они являются главным катализатором противоречий, свойственных человеческой натуре. Собственно эта самая противоречивость и является смысловым фундаментом спектакля. Участник антифашистского подполья, талантливый оратор, харизматичный лидер, совестливый человек – все это Брандт. Ценитель доступных женщин и обильной выпивки, с завидной периодичностью впадающий в депрессию – это тоже он. Его «тень» – шпион от бога, разрывающийся между профессиональным долгом и искренней привязанностью к человеку, за которым он должен шпионить.

Эти двое – отнюдь не рыцари без страха и упрека, в каждом сила и слабость перекрещены упруго и замысловато. Но именно они смогли в какой-то мере изменить ход европейской истории, приблизить окончание Холодной войны, падение Берлинской стены, воссоединение отечества, которое, в результате все равно не стало счастливей. Красноречивый пример того, сколь бессмысленно делить политиков, да и вообще людей на абсолютных грешников и непререкаемых праведников.

«Я вижу всю Германию как один стеклянный дворец», – в порыве откровенности говорит Брандт. Можно продолжить – весь мир наш стеклянен. Таким был, таким и останется. Все три постановки «историчны» в том смысле, что пытаются понять день нынешний через относительно давнее прошлое. Все три обращены к тем, кто приходит в театр не ради краткого мига забвения житейских невзгод. И ни одна не претендует на то, чтобы зритель, покидая зал, все понял, осознал и с завтрашнего дня начал новую жизнь в своем уголке нашего общего стеклянного дворца.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Женитьба. Почти по Гоголю
Комедия
2 ч 30 мин, 1 антракт
Подробнее
16+
Энергичные люди
Музыкальная комедия
3 ч 50 мин, один антракт
Подробнее
12+
Джаз-комедия
Музыкальный спектакль
2 ч 50 мин с антрактом
Подробнее
6+
Путешествие Мармелана
Музыкальная сказка
1 час 10 мин
Подробнее
6+
Аленький цветочек
Сказка
1 ч 10 мин, без антракта
Подробнее
Последние статьи
В России отмечают 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
05 мая 2024
Все его книги – непростая история собственной жизни. Детство без родителей,...
Актриса Карина Андоленко: «Придя в Губернский, я нашла свой театр»
18 апреля 2024
Карина Андоленко знакома телезрителям по сериалам «Королева красоты», «Доктор Анна»,...
Первая инклюзивная премьера в Губернском театре
05 апреля 2024
В Московском Губернском театре готовят премьеру спектакля "Голубое и зеленое"...
Актриса Юлия Пилипович: В ГИТИСЕ нас учили быть свободными и не бояться При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
03 апреля 2024
Юлия Пилипович окончила РАМ им. Гнесиных, затем ГИТИС. Служит в Московском Губернском...
В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ ПРОЙДЕТ ВЕЧЕР К 100-ЛЕТИЮ ОКУДЖАВЫ
02 апреля 2024
В Губернском театре состоится литературная гостиная к 100-летнему юбилею Булата Окуджавы....
Московский Губернский театр представит спектакль «Капитанская дочка» к 225-летию Пушкина
14 марта 2024
Работа над постановкой спектакля «Капитанская дочка» началась в Московском Губернском...
Новый спектакль «Капитанская дочка» готовят ко Дню рождения А.С. Пушкина
14 марта 2024
К 225-летию А.С. Пушкина Московский Губернский театр готовит спектакль «Капитанская...
Московский Губернский театр покажет спектакль «Капитанская дочка» к 225‑летию Пушкина
14 марта 2024
РИАМО - 14 мар. Московский Губернский театр приступил к работе над постановкой спектакля...
Безруков приступил к работе над "Капитанской дочкой" в Губернском театре
13 марта 2024
Как сообщили в пресс-службе театра, режиссер использует в спектакле не только текст...
Актриса Валерия Минина: Как и в первобытной стае, в нашем обществе есть чёткая иерархия
13 марта 2024
Валерия Минина родилась в Брянской области. Окончила ВГИК, мастерскую знаменитого актёра...
Сергей Безруков начал работать над «Капитанской дочкой» в Губернском театре
13 марта 2024
Московский Губернский театр под художественным руководством Сергея Безрукова начал...
Московский Губернский театр репетирует «Капитанскую дочку»
13 марта 2024
Премьера спектакля состоится 12, 13 сентября Московский Губернский театр начал...
Инклюзивная премьера на сцене Губернского театра
22 февраля 2024
Московский Губернский театр на малой сцене представит 25 и 26 апреля четвертую премьеру...
Сергей Безруков: История первой любви и первой потери остается с нами на всю жизнь
21 февраля 2024
В Московском Губернском театре полным ходом идет подготовка к премьере спектакля «Голубое...
Московский Губернский театр представляет инклюзивный спектакль «Голубое и зелёное»
20 февраля 2024
25 и 26 апреля Московский Губернский театр представит четвертую премьеру сезона –...
Инклюзивный спектакль «Голубое и зеленое» покажут в Московском Губернском театре в апреле
20 февраля 2024
Спектакль станет четвертой премьерой сезона Губернского театра. Его уникальность в том,...
Актриса Анастасия Дворянская: Я хочу всегда выглядеть как настоящая женщина
06 февраля 2024
Анастасия Дворянская родилась в Москве. В детстве занималась музыкой, танцами, выступала...
Московский Губернский театр отметил 10-летие
13 января 2024
Гостей ждали сюрпризы Неформальные встречи с артистами, экскурсии и мастер-классы от...
Московский Губернский театр отметил десятилетие
13 января 2024
В честь круглой даты со дня основания гостям показали перформанс, поставленный Сергеем...
Первый юбилей Московского Губернского театра отметили особой праздничной программой
13 января 2024
Необычный подарок преподнес зрителям Губернский Московский театр. Уникальная...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре