Наталия Козлова, Press WPolitics, 29.09.2015.
В Московском Губернском театре состоялась первая премьера этого сезона. «Сон разума» по повести Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего», которую поставил художественный руководитель театра Сергей Безруков.
Сергей Безруков занят в театральных постановках очень много, но уже шесть лет не играл премьер, где у него была бы главная роль. Единственной премьерой за это время стал детский спектакль «Остров сокровищ», где Безруков занят в роли пирата Джона Сильвера. И вот Сергей Витальевич решил сделать подарок сам себе – поставил практически моноспектакль «Сон разума», взяв за основу «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя.
Над спектаклем работала очень большая команда: Николай Горобец – художник-постановщик, Антон Крамар – хореограф-постановщик, для постановки трюков приглашены специалисты из цирка на Цветном бульваре – Денис и Юрий Осиповы. Музыка специально написана для спектакля Александром Биллионом, который старался, что бы каждый звук стал частью происходящего на сцене, чтобы музыка настолько четко ложилась в канву спектакля, что действо без нее теряло бы смысл. Записана оригинальная музыка в живом исполнении Губернаторского оркестра. Лишь в один момент в конце спектакля понадобилось обращение к Рахманинову.
Стоит отдельно сказать, что здесь прекрасно удалось Сергею Безрукову использовать свой пародийный жанр – он озвучил всех персонажей, за исключением женского голоса. По замыслу во сне все, что слышит Поприщин, – это голоса, которые находятся в его голове и, следовательно, принадлежат ему.
Сергей Безруков ставил спектакль как режиссер, смотря со стороны и совершенствуя то, что хотел бы видеть. В это время вместо него работал дублер, и только ближе к премьере исполнитель главной роли ввелся в спектакль сам. Сергей признался, что не ожидал, что окажется очень сложно войти внутрь спектакля. Но сейчас ему очень интересно привыкать к жизни на сцене, к распределению сил, к персонажу.
На сцене царит сюрреализм и фантастика. Жанр фантасмагории – новый жанр для Губернского театра.
«Это один из сложнейших спектаклей в Москве в техническом плане. Для меня было очень важно, чтобы стол разговаривал и двигался, и было ощущение как во сне, когда все летает, все двигается, все разговаривает – многомерный сон,- пояснил режиссер то, зачем ему же столько сложностей в спектакле. — Спектакль идет около двух часов, он яркий, насыщенный. Техники, актеры и я сам работаем на износ, так как спектакль очень энергозатратный. Я играл разные спектакли и четырехчасовые играл, но играть два часа Поприщина невероятно трудно. Здесь практически невозможно отдохнуть, здесь все мечется, как мысли, которые невозможно остановить».
Спектакль станет интеллектуальным подарком для поклонников Н.В. Гоголя, в спектакле зашифровано очень много Гоголя: присутствует «Вий» и «Нос», «Шинель» и «Невский проспект», и сам Гоголь.
Это история, в которой титулярный советник Аксентий Иванович Поприщин, ровесник самого Сергея Безрукова, дожил до 42 лет, но так и остался маленьким, незаметным служащим, до которого никому нет дела. Мучительное недовольство собой, недовольство финансовым положением, тем, что приходится еле сводить концы с концами, голодать, бедно одеваться, отказывать себе в желаниях, и даже не иметь право надеяться на взаимность от понравившейся девушки уводит чиновника из серой реальности в мир фантазий, лишая разума. Поприщин «спит» и видит сны, в которых он может себе позволить быть свободным, решаться на то, что не способен сделать в реальности, а ведь и страхи во снах становятся сильнее. А сон разума, как известно, и как ярко показано в картине Гойи, рождает чудовищ. Нечистая сила хозяйничает на сцене, пытаясь подобраться к душе главного героя. Спектакль дает возможность поразмышлять зрителю о дьяволе, который борется за его душу, о том, где же он настоящий: там, где разум бодрствует или все же так, где разум спит? Пофантазировать и сделать выводы о том, как поймать свою «золотую рыбку».
Фото Светланы Яковлевой
Материал на сайте издания