Фото: Виктория Поплавская
30 и 31 марта в Московском Губернском театре прошла премьера спектакля –караоке «Энергичные люди» по сатирической повести Василия Макаровича Шукшина. Постановка приурочена к 90-летию Василия Шукшина, которому 25 июля исполнилось бы 90 лет.
Режиссёр-постановщик и автор сценографии – Народный артист России, художественный руководитель МГТ Сергей Безруков.
Действие происходит в 70-е годы прошлого века, герои пьесы - авантюристы, спекулянты и «импровизаторы» эпохи соцреализма. Сами себя они называют «энергичными людьми» - и действительно, их энергии, изобретательности и предприимчивости можно позавидовать. И, в общем-то, неплохие они люди, как говорит о них сам Шукшин, - просто вся их кипучая энергия уходит на обустройство собственного достатка и изобилия, достичь которого законными путями невозможно.
По доброй традиции МГТ зрителей погружают в атмосферу будущего действия ещё до начала спектакля.
В фойе Театра развернулся целый мир 70-ых, а именно - классический быт Советского жилища: спальня, кухня и гостиная (или зал, как тогда называли). Зрители могут погостить в комнате Василия Макаровича в селе Сростки, на малой родине Шукшина, посмотреть старинный телевизор, «отведать» аппетитные пельмешки со сметаной и глазунью, посмотреться в зеркало советского трельяжа и примерить платья и туфли той эпохи. А ещё можно заглянуть в сервант, где бережно хранится дефицитная посуда, которую достают только по особому случаю, или постучать на печатной машинке, также одном из символов эпохи. На кухне сушится мокрое бельё, а на плите «свистит» старинный чайник»…
70-ые встречают гостеприимно и радушно, словно приглашая всех на борт «Машины времени» в путешествие на 45 лет назад.
В зрительном зале «Машина времени» набирает ход – голос Леонида Ильича Брежнева вежливо напоминает публике отключить мобильные телефоны, гаснет свет и начинается действие… На сцене развернулся целый мир, который ёмко помещается в трёхкомнатной квартире главных героев, где и происходит всё действие. Как мы уже упомянули, герои спектакля – энергичные спекулянты 70-ых, виртуозно владеющие своим «искусством», но совсем не лишённые человеческого обаяния.
Гротеск, метафоры и олицетворения органично и гармонично соседствуют с аллегориями современной жизни, общечеловеческими ценностями и нормами морали, которые в большинстве своём неизменны с течением времён.
По мерках тотального советского дефицита квартиру Кузькиных можно сравнить с музеем, в котом воплощены все бытовые мечты среднестатистического советского рабочего или интеллигента: дорогая мебель, телевизор и радиоприёмник, раритетные ковры и паласы, элитный алкоголь, всевозможные кулинарные изыски и многие другие атрибуты «зажиточной» жизни…
Задействованы все плоскости пространства – самостоятельную роль играют виды из окон, которые в тех или иных сценах воплощают разные образы и аллегории. Кроме того, над сценой возвышаются видеоэкраны, транслирующие не только чутко подобранные инсталляции и фотохронику разных лет, но и специально снятые для спектакля киносцены, которые можно назвать самостоятельными короткометражными картинами, органично вплетёнными в контекст действия.
Один из эпизодов стилизован под киноальманах «Фитиль», а киносцена, которую зрители увидят в финале спектакля – аллюзия на финальные кадры «Джентльменов удачи». В киносценах помимо артистов, занятых в спектакле, снимались Сергей Безруков, Илья Малаков, Василий Шмаков.
Об образах актёров и героев следует сказать отдельно. Имена героев говорят сами за себя – Аристарх Петрович Кузькин (Сергей Вершинин) и его супруга Вера Сергеевна (Галина Бокашевская/ Елена Доронина), Курносый (Степан Куликов/Сергей Куницкий), Брюхатый (Александр Тютин) , Чернявый (Дмитрий Карташов), Лысый (Михаил Шилов), Человек с простым лицом (Олег Курлов/Юрий Колганов)…
Нет главных и второстепенных героев - каждый персонаж спектакля наделён своими колоритными деталями и особенностями. Для каждого из актёров этот спектакль можно назвать бенефисом, ведь в «Энергичных людях» их палитра раскрывается в разных красках и оттенках, транспонируя на зрителей мощнейший тайфун настроений и эмоций!
Чтобы вжиться в образы, актерам пришлось весь период репетиций носить парики, усы, искусственные лысины, не раз менять длину и цвет волос и даже форму носа. Только для двух персонажей в спектакле не потребовалось серьезного грима - это Аристарх Петрович Кузькин (Сергей Вершинин) и Простой человек (Олег Курлов и Юрий Колганов).
А до чего характерна не обременённая высокими нравами продавщица Соня ( Вера Шпак/ Валерия Минина) и её актуальный монолог о том, что она, «правильная» продавщица, без образования живёт гораздо богаче, чем её интеллигентная сестра, всю жизнь упорно постигавшая гранит науки….
Но дело далеко не в гриме, эффектных париках и ярких костюмах, над которыми художники потрудились на славу. Разумеется, эти внешние формы придают невероятный колорит каждому персонажу, но всё это работает лишь в синтезе с той энергией и драйвом, которые проживает на сцене весь актёрский ансамбль. И всё это в геометрической прогрессии передаётся зрителям.
Как известно, в искусстве не бывает мелочей: в «Энергичных людях» каждая деталь, элемент костюма или реквизита выполняет свою функцию.
Ух, как же «вкусно» главный герой открывает заветную банку с солёными огурцами после бурного застолья, а как виртуозно играет на хрустальных бокалах песню «Вечерний звон»…
К слову, кроме центральных персонажей всё действие на сцене сопровождает настоящий вокально-инструментальный ансамбль 70-ых, в образе которого предстают артисты Губернаторского оркестра Московской области и актёр Евгений Гомоной, являющийся также рассказчиком или ведущим концерта ВИА «Энергичные люди».
В спектакле-караоке звучат всеми любимые шлягеры 70-ых, среди которых: «
Там, где клён шумит», «Крейсер Аврора», «Луч солнца золотого», «Ничего на свете лучше нету», «Шизгара», "Money" и многие другие композиции, не петь которые просто невозможно!
Для тех, кто не знает слов, на экранах, как в караоке, во время песен можно прочитать их текст.
Отдельный подарок Безруков сделал для актёра Александра Тютина (Брюхатый), который в одной из сцен спектакля исполняет песню «Ах, телега, ты моя…» В это время на экранах транслируются кадры из фильма «Однолюбы» 1982 года, где молодой Саша Тютин исполняет эту же песню! Это один из сентиментальных моментов спектакля, которых в постановке, кстати, немало. Например, свадебная фотохроника Аристарха и Веры Сергеевны – фото из личного архива самих актёров, задорных, молодых и наивных, как в песне «наши мамы в платьях подвенечных, наши мамы юные совсем…»
Во время культовой песни «Крейсер Аврора» за окнами мелькают виды Кронштадта, как символа морской романтики и приключений. При распахивании балконной двери с мороза в накуренную квартиру врывается снежная метель, словно открывая новое дыхание и даря надежду на светлое и лучшее…
В антракте транслируется легендарный матч 1972 года, в котором сборная СССР обыграла Канаду, а после третьего звонка, предвещающего начало второго действия, зрители могут увидеть уникальные финальные моменты баскетбольного матча Олимпиаде 1972 года, когда Советская команда впервые обыграла «непобедимую» команду США (эти события легли в основу фильма «Движение вверх»).
Безруков в своей уникальной манере зашифровал в постановке столько, что можно проводить множество корреляционных параллелей и ассоциаций, в каждом фрагменте делая новые и новые открытия.
Сергей БЕЗРУКОВ:
«Мне хотелось сделать спектакль-праздник. И это тоже - шукшинское! Как говорил Егор Прокудин в «Калине красной»: «Праздник! Я давно его жду! А есть ли он вообще, праздник-то этот?..» Поэтому – яркость, праздничность – в антураже, музыке, костюмах, и безусловно, в образах персонажей. Но помимо очень яркой, смешной истории есть и трогательные моменты, когда слетают все маски, и эти люди начинают размышлять, что же с ними стало? И я им сочувствую.
Здесь много юмора, сатиры, яркие образы, типажи, и любимые всеми песни, без которых не обходилось ни одно застолье 70-х годов. Я придумал для этой постановки новый жанр – караоке-спектакль. Жанр возник из самого названия. Энергичные люди - энергия, драйв... Они не просто хапуги – они очень творческие, изобретательные люди, этакие современные Бендеры, «великие импровизаторы». Они живут энергично, драйвово, потому и возникла мысль сделать ансамбль – ВИА «Энергичные люди», который задает действию ритм, драйв. Для меня важно, что они в принципе-то неплохие люди. Но, как у Булгакова, - «их испортил квартирный вопрос».
Сейчас многие ностальгируют по советским временам, - и я себя не исключаю. В какой-то степени, это одна из причин, по которой я обратился к этой пьесе. Почему, откуда эта ностальгия, - может, стоит разобраться? Мне кажется, наша ностальгия по той эпохе – это конечно же не тоска по советской идеологии, ярым противником которой я являюсь. Это ностальгия по тем людям, по чистоте, которая была в те времена и которую мы утратили. По воспитанию, которое тогда было особенным, по ощущению любви».
Поддержать премьеру пришли именитые гости, актеры, режиссеры, и телеведущие, среди которых –Владимир Меньшов, Максим Дунаевский, Константин Хабенский, Александр Велединский, Леонид Якубович, Светлана Ходченкова, Катерина Шпица, Екатерина и Александр Стриженовы, Дмитрий Хрусталев, Илья Бачурин, Дмитрий Миллер, Сергей Филин и другие.
Посетила спектакль и Лидия Федосеева-Шукшина, которая вспомнила, что повесть «Энергичные люди», которая оказалась последним законченным произведением ее супруга Василия Шукшина, она сама печатала под его диктовку. После спектакля Лидия Николаевна призналась, что очень волновалась, и поделилась своими впечатлениями:
«Я советую всем прийти на этот спектакль в Губернский театр, никаких сомнений быть не может. Сергей Безруков – очень талантливый человек, и то, что он сделал с Шукшиным, с его «Энергичными людьми» – это все не зря не просто так. Никаких осовремениваний или намеков на олигархов здесь нет, здесь именно «энергичные люди». И один из них - сам режиссер», - пошутила она.
Уверены, что если бы Василий Макарович был жив, спектакль «Энергичные люди» стал бы лучшим подарком на его юбилей!
В Московском Губернском театре, к счастью для зрителей, не ставят эксперименты над Великими произведениями: в постановках этого театра не самоутверждаются на классике разных эпох, не пытаются осовременивать всеми любимые произведения, переносить их события и героев в другие обстоятельства. В каждом спектакле МГТ уважают авторов, чьи произведения становятся литературной основой спектаклей.
«Энергичные люди» – настоящий праздник души и сердца, феерия образов и мыслей, карнавал событий и калейдоскоп эмоций!
Постановка, словно искусное кружево, создана изящно и легко, без ханжества, злости и грубости. Действие длится почти четыре часа, но ощущения затянутости не возникает – спектакль пролетает на одном дыхании!
На протяжении всей постановки чувствуется тонкий флёр наивности, трепетная ностальгия и искренняя любовь и уважение к чувствам людей, принятие их соблазнов, ирония на тягу к «сытой» жизни и комфорту.
Игриво флиртуя с публикой, «Энергичные люди» своим обаянием вызывают абсолютно разный спектр чувств – от осуждения до сочувствия.
«Это было недавно, это было давно…», - старшее поколение с ностальгией вспомнит юные годы, а младшее – от души удивится, поражаясь, что такие ситуации действительно имели место быть в недавнем прошлом.
И то, что раньше считалось «спекуляцией», сейчас зовётся бизнесом, а его легальность и прозрачность, опять же, зависят исключительно от человеческого фактора.
Одна из заключительных сцен содержит очень мудрые размышления о сущности бытия:
- Жить бы и радоваться, а мы всё себе сложности придумываем;
- Вот Вы только вдумайтесь: один раз живём и больше нас никогда не будет! И вот думаешь: «В чём дело люди? Люди, в чём дело?»
- А дело в том, что уважения нужно больше, уважения!
Я бы сказал: «Любви! В жизни всё можно купить, всё достать можно, а любовь не достанешь…»
В конечном итоге посыл спектакля в том, что далеко не всё в этом мире покупается и продаётся, но, увы, не всем удаётся во время это понять. А вот у зрителей, в отличии от героев на сцене, такой шанс есть – ведь, посмотрев со стороны на персонажей, можно сделать выводы и расставить приоритеты в своей собственной жизни.
На финальных поклонах публика хором вместе с артистами поёт шлягер на стихи Роберта Рождественского «Не надо печалиться!»
Это так по-шукшински: душевно, трогательно, оптимистично, жизнеутверждающе и с любовью!
Следующие показы «Энергичных людей» - 12, 13 апреля и 5 мая.