ВЕРЫ ВСЁ МЕНЬШЕ, А ГРЕХИ ВСЁ СТРАШНЕЕ: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

ВЕРЫ ВСЁ МЕНЬШЕ, А ГРЕХИ ВСЁ СТРАШНЕЕ

29 апреля 2021
Театрал

«ДЯДЯ ВАНЯ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ

В рамках проекта «Журфак Театрала» – текст студентов МГУ им. Ломоносова о премьерном спектакле «Дядя Ваня» в Губернском театре. 

Изоляция на даче побудила Сергея Безрукова поставить «Дядю Ваню» в Губернском театре. Как режиссер он сместил акценты с оригинального текста Чехова, добавил пьесе актуальности и привнес много новых символов, чтобы спектакль наверняка попал в современного зрителя, не оставив никого равнодушным.

Безруков берет в фокус внимания тему любви. Он обостряет характеры и реакции героев, намеренно гипертрофирует их проступки, чтобы еще ярче провозгласить идею самого Чехова: без истинной любви по-настоящему жить нельзя. Дядя Ваня (Сергей Безруков) теряет долю материалистичности и практичности человека, управляющего имением, и превращается в романтика-фотографа, который праздно ходит по дому, не сводит глаз с Елены Андреевны (Карина Андоленко), постоянно признается ей в любви, а Серебрякову (Григорий Фирсов) – в ненависти. Он буквально помешан на жене профессора и, будучи фотографом, устраивает ей фотосессии, а потом целует ее портреты. На одном из этих портретов Елена Андреевна изображена с нимбом над головой. Получается, она икона для дяди Вани, лик святой. «Здесь история чеховской безответной любви, – говорит Сергей Безруков. – Если бы Елена Андреевна полюбила дядю Ваню, он бы сделал для нее все. Такая же ситуация и в «Вишневом саде»: любовь невзаимная. Человек готов к ногам любимой все бросить, но напрасно».

ФОТО: ВАЛЕРИЯ НОВОКРЕЩЕНОВА

Вся чистота Елены Андреевны пропадает, когда она изменяет мужу с Астровым (Антон Хабаров) – вот пример нагнетания, когда чеховский поцелуй у Безрукова перерастает в супружескую измену. Героиня и сама понимает, что окунулась в нечто вязкое и противное, очиститься от которого будет сложно. В конце она нонасит Астрову пощечину за то, что он ее использовал – любовью там и не пахло. Но, может, в этой пощечине есть и злость на себя – за то, что влюбилась, поверила, согласилась.

В спектакле исследуется внутреннее состояние не только заглавного героя, но и Елены Андреевны, Астрова. Сергей Безруков по-новому смотрит на Серебрякова, оказавшегося не таким уж и дряхлым стариком, и открывает глубину личности Телегина (Михаил Шилов), которому прежде отводилось мало внимания на театральных подмостках. Спектакль начинается разговором Астрова с нянькой Мариной, что дает понятие зрителю о духовной деградации героя, внутреннем опустошении, которые позже отразятся и на его поступках, и на других героях. Кроме того, режиссер Сергей Безруков предпринимает попытку «залезть в голову» Астрову и Елене Андреевне, чтобы подслушать их мысли. Если первого не оставляет в покое память – постоянно всплывает мысль о скончавшемся пациенте, то вторую подталкивает к измене голос дяди Вани, фраза которого прочно засела в голове героини.

К сценическому воплощению чеховских героев режиссер относится с особым трепетом: «Знаете, я больше всего переживаю за артистов. Когда ребят принимают в сценах – просто бальзам на душу», – замечает Безруков. Неслучайно роль Астрова досталась Антону Хабарову – актер часто примеряет на себя подобные амплуа. По словам режиссера, Хабаров, наконец, тот самый Астров. Актерская игра перестает быть игрой и становится реальной историей «потерянного» человека, который вопреки своему падению все же благородно поступает с Соней. Роль сильной девушки, некрасивой внешне, но с доброй душой исполнила молодая актриса Диана Егорова.

ФОТО: ВАЛЕРИЯ НОВОКРЕЩЕНОВА

О самом дяде Ване можно говорить бесконечно – все в лучших традициях Сергея Безрукова. Он многогранен в своих эмоциях настолько, что полностью веришь в его глубокое страдание. Дядя Ваня буквально отрекается от любимой, благословляет ее, а сам кричит, воет от боли.

Настоящим открытием – как для зрителя, так и для режиссера – стала Карина Андоленко, исполнившая роль Елены Андреевны. Зритель знает актрису по ролям в кино, но здесь, на сцене Губернского театра, словно раскрылся весь ее талант. Героиня Андоленко не статичная, замкнутая девушка, безропотно похоронившая свою молодость рядом с пожилым профессором. Она стала чувственной, но и глубоко верующей. В первом акте она ведет себя сдержанно и мудро, как полагается ее статусу, однако во втором разворачивается настоящая дуэль страстей, бунт героини, грехопадение (намеренно усиленное режиссером), но в то же время видно, что она сохраняет выдержку и настоящее мужество.

Ее мужество неподдельно, в отличие от ее супруга – профессора Серебрякова в исполнении Григория Фирсова. Вероятно, зритель привык, что это герой самолюбивый, зацикленный на собственной персоне. Но благодаря Фирсову Серебряков приобретает интересные черты: во-первых, здесь он узнает о грехопадении жены, но делает вид, что не замечает этого, а во-вторых, перевоплощается в «полководца», который считает, что может разом решить все проблемы поместья. Зритель перестает считать его простым эгоистом, осознавая, что и у Серебрякова есть своя история, что нужно быть весьма образованным, чтобы написать столько трудов, пусть и пересказанных.

Второстепенные роли в «Дяде Ване» Безрукова поражают больше всего: нянька в исполнении Ольги Смирновой – блаженный человек, который каждого может успокоить, подобрать нужные слова. Герой Михаила Шилова, Вафля, создает глубокий образ истинного христианина. У него есть дефект речи – заикание, потому он не может высказать свои мысли, и только с помощью музыкального инструмента – трехколесной лиры – ему это удается.

ФОТО: ВАЛЕРИЯ НОВОКРЕЩЕНОВА

По задумке Сергея Безрукова и Анны Матисон атмосфера в зале полностью погружает зрителя в деревенскую жизнь. Повсюду между сиденьями стоит рассада, а вокруг сцены цветут розы в деревянных ящиках и растут настоящие помидоры. На переднем плане возвышается старый шкаф, рядом с которым огромной пирамидой лежат книги, труды профессора Серебрякова, увенченные его портретом. Чуть поодаль стоит кресло-качалка, а справа – накрытый скатертью рояль, который герои используют в качестве стола – едят за ним и пьют чай из самовара.

Над роялем висит небольшой портрет сестры Антона Павловича Чехова, а ближе к заднему плану, высоко над сценой – икона, но очень необычная – в ней нет лика. Как сказал Сергей Безруков: «В этом случае мне интересна сама вера, не изображение лика спасителя, а момент самой веры. Поэтому икона у меня очень далеко, чтобы до нее дотянуться – надо еще флагштоком лампаду поднимать».

Передний план отделен от заднего огромной полупрозрачной льняной шторой, поэтому что находится в глубине сцены – сначала непонятно. Когда же во время спектакля обзор открывается – перед зрителем предстает огромная деревянная лодка, которая также служит маятником часов, которые запускает дядя Ваня, отдельной комнатой, качелями. Она является одним из ключевых элементов всего спектакля.

Костюмы героев, придуманные Анной Матисон, стилизованы под одежду 19 века и отражают каждого героя, перемену их внутреннего состояния, настроение. Например, дядя Ваня, который сначала хоть и предстает в «мужицком» виде, на самом деле всегда одет «с иголочки»: он носит белую рубашку, жилетку, брюки и пиджак, а также имеет огромный выбор галстуков. Лишь в самом конце он появляется в объемном серо-белом свитере, с длинными, как у смирительной рубашки, рукавами и выглядит ужасно подавленным и несчастным.

Елена Андреевна выходит в первом действии в длинной голубой юбке и белой рубашке, и весь ее образ получается таким нежным и воздушным. А во втором – появляется в длинном темно-синем платье, благодаря которому зритель осознает, что перед ним уже совсем другая женщина, сильная и решительная.

После «Дяди Вани» в Губернском театре с особым отвращением смотришь на грязь и пошлость, которая встречается в нашей жизни – случайные связи, отношения без чувств... «Дядя Ваня» – это маленькая модель жизни, где люди совершают роковые ошибки, где не ценится чистая любовь, а фальшь принимают за искренность. Но если дядя Ваня в постановке Безрукова решает покинуть этот бренный мир, то наша задача – его изменить, начав с себя. Иначе зачем все это?

ЕВГЕНИЯ БОГОМОЛОВА, АНАСТАСИЯ ЕВТЕФЕЕВА, ЕЛЕНА ЮРЧИХИНА | ФОТО: ВАЛЕРИЯ НОВОКРЕЩЕНОВА
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Свадьба Кречинского
Комедия
3 часа 30 минут, антракт
Подробнее
16+
Энергичные люди
Музыкальная комедия
3 часа 50 минут, антракт
Подробнее
18+
Дама с собачкой
Драма
1 час 45 минут
Подробнее
12+
Кто сильнее
Психологический детектив
1 час 45 минут
Подробнее
12+
Серебряное зеркало
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа 20 минут с антрактом
Подробнее
Последние статьи
Сергей Безруков расследовал бунт Пугачева: в Губернском театре поставили повесть Пушкина
11 февраля 2025
В Губернском театре поставили последнюю повесть Александра Пушкина «Капитанская дочка» ...
Московский Губернский театр представляет «Даму с собачкой»
10 февраля 2025
Премьера по Антону Павловичу Чехову приурочена к 165-летию писателя. В год юбилея...
Путин присвоил актрисе Анне Снаткиной звание заслуженной артистки России
03 февраля 2025
Артистке Московского Губернского драматического театра Анне Снаткиной присвоили звание...
Театральная среда Вадима Верника Крупным планом. Гости: Олег Савостюк и Александра Лукьянова – актеры Губернского театра
08 января 2025
Слушайте материал по ссылке...
КАРИНА АНДОЛЕНКО: «МНЕ НУЖНО ХОТЬ НЕМНОГО ВЕРИТЬ, ЧТО Я МЕНЯЮ ЭТОТ МИР»
28 декабря 2024
В фильмографии Карины Андоленко более 60 работ в самых разных жанрах, в театре –...
Драма в стиле импрессионизм: чеховская «Дама с собачкой» выходит в Московском Губернском театре
27 декабря 2024
13 февраля в Московском Губернском театре состоится премьера спектакля А. П. Чехова «Дама...
В ГУБЕРНСКОМ ГОТОВЯТ ПРЕМЬЕРУ «ДАМА С СОБАЧКОЙ»
26 декабря 2024
13-14 февраля на малой сцене Губернского театра состоятся премьерные показы спектакля...
В ТЕАТРЕ СТОЛИЦЫ СОСТОИТСЯ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ ПО РАССКАЗУ АНТОНА ЧЕХОВА
25 декабря 2024
Постановка режиссера Аллы Решетниковой с новой стороны расскажет вечную историю о двух...
Встречайте Новый год в Губернском театре
23 декабря 2024
Магия музыки и искренность сердец, – что может быть лучше в ожидании новогоднего...
Шведские спички
17 декабря 2024
Да, это вам не наш Родион Раскольников… Но и другой, Игрек, надо сказать, тоже не подарок, у него свои скелеты в шкафу. То есть нам предлагают выбрать лучшее из худшего. Ведь по правилам игры, предложенной Стриндбергом, возможны только два финала: победа сильнейшего либо гибель одного из неприглядных героев. Соединяя эти пьесы, режиссер как бы сталкивает две психологии - мужскую и женскую. Одна дуэль женская, другая мужская. И никто здесь не виноват, и каждый виноват. Это, по сути, вызов дуальности как принципу нашей реальности. Звучит непривычно, выглядит абсурдно. И не каждый зритель будет готов к такой интерпретации.
В Губернском театре показали «Кто сильнее»
17 декабря 2024
В Московском Губернском театре состоялась четвёртая премьера сезона – спектакль «Кто...
КТО СИЛЬНЕЕ. Психологический детектив
16 декабря 2024
А.Стриндберг Кто сильнее Психологический детектив 12+ Режиссер –...
В театре Сергея Безрукова показали психологический детектив
16 декабря 2024
Первые зрители увидели спектакль «Кто сильнее» В Московском Губернском театре...
​ПРЕМЬЕРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДЕТЕКТИВА СОСТОЯЛАСЬ В ТЕАТРЕ МОСКВЫ
16 декабря 2024
В Московском Губернском театре состоялась премьера психологического детектива «Кто...
Играем Стриндберга: в Московском Губернском театре прошла премьера «Кто сильнее»
13 декабря 2024
Сверкающее роскошное фойе большого зала Губернского театра разделено бордовым тяжелым...
В ГУБЕРНСКОМ ВЫЯСНЯТ «КТО СИЛЬНЕЕ?»
03 декабря 2024
13 декабря в фойе большого зала Губернского театра состоится премьера психологического...
«Без вины виноватые» появились на сцене МГТ При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
19 ноября 2024
К артистам нужно относиться бережно В Московском Губернском театре очередная громкая...
«Евгений и Татьяна — штучные люди»: в Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Мой Онегин»
19 ноября 2024
Новый неожиданный взгляд на знаменитый роман Пушкина в стихах предложила режиссер Елена...
«Без вины виноватые»: Коллективное (со)переживание
18 ноября 2024
В Губернском театре – премьера по Островскому. «Без вины виноватых» постановщица Вероника...
Спектакль «Мой Онегин» – театральный эксперимент
16 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» (12+). «Чудесно. На...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре