«Веселый солдат» в Московском Губернском театре – весь спектр Драмы и Судьбы Человека на войне и после нее...: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

«Веселый солдат» в Московском Губернском театре – весь спектр Драмы и Судьбы Человека на войне и после нее...

03 февраля 2016
Юлия Бурулева, World Podium, 30.01.2016.

img_2061_1

«От героев былых времен не осталось порой имен...» Более семидесяти лет назад отгремели канонады Великой Отечественной войны, но летопись памяти каждого человека нашей страны уже на генном уровне изранена множественными осколками снарядов и раны эти не затянутся никогда... Война не щадит никого, уничтожая и испепеляя все на своем пути, это не только физические увечья, но и моральные. Тот, кто остался жив, но прошел адское пекло смертельной схватки - и в мирной жизни не может о ней забыть. «Я только раз видала рукопашный. Раз наяву. И тысячу – во сне. Кто говорит, что на войне не страшно – тот ничего не знает о войне…» Эти строки поэтессы Юлии Друниной как нельзя более точно отображают ощущения человека, испытавшего трагедию Войны. Смерть или жизнь, или ты, или тебя, ранения и увечья, лишения и потери и не только на фронте, но в тылу – от непосильного труда, голода и болезней, а еще от собственного государства, вожди которого «не считали человеческих жизней».

01

В Московском Губернском театре под руководством Сергея Безрукова поставили спектакль «Веселый солдат», чутко и филигранно тонко погружающий в эту сложную, тяжелую тему – жизни простого человека на войне и после нее. Спектакль, премьера которого состоялась 28 января, поставлен по одноименной повести выдающегося писателя Виктора Астафьева, для которого описываемые события во многом биографичны. Для писателя, как и для многих, кто прошел Великую Отечественную, война стала главным жизненным экзаменом, неизлечимой душевной болью и основной темой в творчестве. Он пришел на фронт в 1942 году добровольцем, простым солдатом, был трижды ранен и закончил войну в том же звании. Главным героем спектакля становится сам писатель. Сквозь летопись времен он вглядывается в прошлое. Заново проживает свою первую юношескую влюбленность, первое ранение, первую потерю, первого убитого немца. История солдата Вити – это история о «другой войне», не той официозной, «отлакированной», известной всем по хрестоматийным статьям и докладам.

Как же больно осознание того, что, цитируя слова Астафьева: «врага просто утопили в крови солдат, задавили горой трупов», «война, где люди гибли не только от пуль врага, но и от равнодушия и беспощадности государственной машины к своему собственному народу».

10

Невозможно представить, скольких погубили адские механизмы советского государственного устройства... штрафбаты, заградотряды, репрессии, ссылки и расстрелы, отряды «Особых отделов», «Смерш» и бездарное жестокое командование. Суровые данные точной науки статистики гласят, что огромный пласт талантливых командиров и настоящих полководцев был репрессирован, разжалован и расстрелян в суровые 30-е, а «у руля», нет, не всегда, но часто стояли те бездарные алчные «тыловые крысы», «особисты» и «нквд-шники», которые однобоко и полярно скандировали: «Победа любой ценой», «Все для фронта» и ставили во главу угла лозунги, парады и партию, а не миллионы человеческих жизней, судеб... Это чудовищное выражение «Солдат не считаем». Страшно, больно и дико осознавать, сколько жертв можно было бы избежать, если б не жестокость, цинизм, тупость и алчность тех, кто отдавал приказы.

А Подвиг совершил именно народ. Простые солдаты, рядовые, которых «не считали», женщины, дети, старики.

05

Главную роль в спектакле исполняет известный актер театра и кино, заслуженный артист России Борис Галкин – он предстает в образе пожилого писателя, ведущего повествование о военном времени. Тема войны занимает особое место в творчестве Галкина, а работа над этой ролью для него особенно значима: актер был лично знаком с Виктором Астафьевым, который произвел на него неизгладимое впечатление.

Сценография «Веселого солдата» решена таким образом, что зритель, как рядовой боец, смотрит этот спектакль из «окопа». Нет, не глазами наблюдателей, а взглядом простых солдат, ценой жизни, смелости и отваги которых и была одержана Победа: «Хоть им мнет двадцати пяти, трудный путь им пришлось пройти. Это те, кто в штыки поднимался, как Один. Те, кто брал Берлин» (стихи Евгения Аграновича). О Берлине тоже упоминается в одном из душераздирающих монологов героя, когда он со скорбью говорит, как спешили к празднику 1 мая занять город, не продумав ни тактически, ни стратегически, бросали ребят в пекло тогда, когда уже ход войны был решен.

82

Художественный руководитель Сергей Безруков о постановке:

«Работа над этим произведением шла в год 70-летия Великой победы, – нам хотелось еще раз напомнить, кто победил в этой войне – простые русские солдаты. О тех, кто вынес на себе все тяготы и лишения, важно говорить и нужно помнить. Это сложнейшее произведение, рассказывающее правду о войне, которую, я думаю, не все хотят слышать сегодня. Но фронтовик Астафьев имеет право говорить о войне, как он считает нужным…»

Невероятно тяжело такое сложное прозаическое произведение трансформировать на сцене. В «Губернском театре» подошли к произведению глубоко, искренне, чтобы до мельчайших нюансов и деталей на примере судьбы солдата Вити и других героев честно, без прикрас и фальши воплотить жизнь целого Народа, ведь «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой...»

Один главных герой в двух разных эпохах: Астафьев в зрелом возрасте, в исполнении Бориса Галкина, с болью и горечью, а где-то с юмором и ностальгией вспоминает отдельные моменты солдатской и послевоенной жизни. Молодого Витю играет артист Московского Губернского театра Илья Малаков.

18

Илья Малаков о «Веселом солдате»: «Столько есть фильмов, спектаклей и представлений о том, что война – это тяжело. И на самом деле, когда с этим начинаешь работать, начинаешь читать Астафьева и смотреть старые фильмы, где работали, действительно, участники, как «Баллада о солдате», к примеру, я с нее начал; – то понимаешь, что очень тяжело и страшно к этому всему прикасаться».

Сергей Витальевич Безруков отметил, что Илья – востребованный актер в кино, и в театре у него есть опыт главных ролей в детских спектаклях «Маугли» и «Остров сокровищ», а роль в «Веселом солдате» – первая драматическая работа, которая, конечно, подразумевает огромное развитие.

В спектакле, кроме Бориса Галкина и Ильи Малакова, также заняты актеры: Андрей Сорока, Елена Калабина, Елена Киркова, Вера Шпак, Наталья Качалкина, Ирина Токмакова, Дмитрий Карташов, Алексей Веретин, Юрий Колганов, Сергей Куницкий и другие. Для каждого из них этот спектакль – настоящий подарок судьбы, колоссальный жизненный и актерский опыт и проверка на прочность – не только профессиональную, но и нравственную. Здесь нет примерного и приблизительного, здесь все по-настоящему!

Война ведь это не только разрывы снарядов и грохот орудий, но и минуты затишья. Когда жизнь может оборваться в любую минуту, особенно обостряются чувства дружбы и «плеча товарища», юношеской влюбленности и осознанной глубокой любви, ненависти и справедливости. Трагедия еще и в том, что юные девочки и мальчики, полные жизни, свободы, любви, робкости, смущения, нежности и красоты вместо того чтобы ЖИТЬ, погибали на полях сражений и в плену врага, умирали от голода и изнурительного труда в тылу, попадали в адское пекло «государственного сектора управления», которое зачастую было страшнее самого жестокого фашиста.

24

В инсценировку «Веселого солдата» добавили воспоминания санитарок, и получились глубокие, многогранные женские образы, нет, не сошедшие с театральной сцены с налетом нафталина, а именно Жизненные Судьбы, искалеченные войной. Есть и «тыловая крыса» – капитан-особист, «звенящий пафосом и наградами», не заслуженными, как это часто бывало. На судьбе героя Анкундинова проиллюстрирована трагедия беспощадного геноцида государства против своего народа. Есть в спектакле и анонимное письмо с угрозами Астафьеву, его интервью разных лет. Оригинальная находка, с самых первых минут погружающая в сюжет, телефонный разговор Виктора Петровича с легендарным актером Георгием Степановичем Жженовым, с которым писателя связывала многолетняя дружба. Жженов, как и Астафьев, на горьком опыте себя и своих близких знал не только о войне с фашизмом, но о «другой войне» – политических сил.

На вопрос, а кто же такой Веселый солдат, Борис Галкин отвечает: «Веселый солдат – это человек, который вопреки всему, не смотря ни на что, как бы его ни долбали, как бы его в грязь ни засовывали, как бы его ни закапывали, он, как балалаечная струна, как ванька-встанька, встанет, отряхнется и пойдет дальше».

09

В углу сцены – все точь в точь как было в родном селе писателя Овсянка. Весь спектакль – это воспоминание о войне, с которой он «до сих пор не может вернуться». Центр сцены отведен прошлому: декорации – вагон военного поезда, который постоянно трансформируется – то в госпиталь, то в сельский дом, а его двери становятся финальным занавесом. Под ливнем стремительных пуль взрываются снаряды, мелькают кадры тех или иных событий, грань между сценой и публикой стирается – зрители, находясь в зале, ощущают себя вовлеченными в сценическое пространство, эмоционально погружаются и становятся участниками действия. Кому-то покажется, что постановка интерпретирована только с трагической стороны – отнюдь нет. Есть в «Веселом солдате» и юмор, и трогательные ситуации, нелепые, забавные, и такие Настоящие, что волей-неволей глаза наполняются слезами.

«Наш спектакль начинается с того, что герой – Астафьев – убил человека. Это самое страшное, что может быть: когда человек убивает человека, нарушив одну из самых главных заповедей – «не убий». Как бы мы при этом ни оправдывались тем, что убил врага, фашиста, на войне, – он убил Человека. И потом всю свою жизнь помнит об этом. Он – преступил. Может быть, все беды человечества всех времен именно от этого, – что мы преступаем, оправдывая при этом себя «хитрой моралью», что только так – убивая, топча себе подобных может выжить человек? Астафьев – потрясающий мудрец, который пережив все эти тяготы, пережив личную трагедию, действительно поднимается до уровня переосмысления, что спасти нас может только Добро, жажда добра. Вот и в нашем спектакле, рассказывая о войне как о страшном явлении, трагедии в жизни любого человека, мы, как ни странно, говорим о Мире», – пояснил Сергей Безруков свою трактовке глобального смысла постановки.

54

На поле битвы Герой видел смерть и страдания, но самой главной болью для него стало ощущение тотальной несправедливости того, что многих жертв можно было бы избежать, и что «Победа любой ценой» – это утопия, ведь цена – это ЖИЗНЬ миллионов людей. Это актуально всегда, сейчас мы тоже живем далеко не в мирное время, и если потребует Долг, возьмем в руки оружие.

Финальный монолог героя: «Все мы несем в себе нашу Память, это внутренняя глубинная сила нашего Народа. Поэтому он и побеждает! Вот такой «Веселый солдат...»

75

Спасибо всем создателям спектакля за то, что так тонко, чутко, сильно и пронзительно донесли до зрителей весь спектр Драмы Войны и Жизни Человека на войне и после нее, Судьбу простого Русского солдата.

Для любого человека, который любит свою страну и уважает ее историю, тема Великой Отечественной Войны – священна, а уважение и сострадание к Людям Войны, как к погибшим, так и выжившим – безгранично. Но не однобоко скандировать: «Мы победили!», – важно и нужно говорить и помнить о цене в 40 или 50 миллионов человеческих Жизней и делать все, чтобы это не повторялось. Россия сильна своими детьми, их мужеством, силой духа и моральными ценностями! Во всех городах и станицах, республиках и областях нашей необъятной Родины живут вот такие вот простые парни и девушки, отцы и матери, дочери и сыновья, мужья и жены, для которых наивысшие ценности – Человечность, Порядочность, Добро и Честь!

26

P.S. Может быть, эта статья не совсем стандартный репортаж с премьеры, слишком живые потаенные струнки души затронуты «Веселым солдатом». Мне подумалось: как хорошо, что работаю в интернет-издании и не ограничена количеством печатных знаков, размером газетной полосы или хронометражем эфира, а значит, могу себе позволить написать не коротко и лаконично. Конечно, хочется еще многое сказать о том, о чем рассказывает этот спектакль, что так ранит душу, об этом можно и нужно говорить бесконечно и сейчас, в 21 веке, который вдруг периодически становится варварски-первобытным, приводить примеры из жизни, у каждого из нас их много, так как все мы потомки тех солдат... Приходите в театр семьями, храните память о героях и передавайте из поколения в поколение подвиг Нашего Народа и трагедию, которую он пережил. В завершении, прикреплю стихотворение Владимира Семеновича Высоцкого:

Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог –
Кто считал, кто считал!..
Сообщается в сводках Информбюро
Лишь про то, сколько враг потерял.
Но не думай, что мы обошлись без потерь –
Просто так, просто так…
Видишь – в поле застыл как подстреленный зверь,
Весь в огне, искалеченный танк!
Где ты, Валя Петров? – что за глупый вопрос:
Ты закрыл своим танком брешь.
Ну а в сводках прочтем: враг потери понес,
Ну а мы – на исходный рубеж.

«Ваше мужество было беспримерным. Ваша воля – непреклонной. Ваша слава бессмертна!..»

Фото Веры Парамоновой

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Джаз-комедия
Музыкальный спектакль
2 ч 50 мин с антрактом
Подробнее
12+
Мой Лермонтов
Моноспектакль
1 ч 20 мин без антракта
Подробнее
12+
Колыбельная для одуванчика
Музыкальный спектакль
1 ч 30 минут
Подробнее
12+
Нашла коса на камень
Комедия
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
6+
Алиса в Стране чудес
Сказка
2 часа, один антракт
Подробнее
Последние статьи
Олег Савостюк: «Безруков дал мне ценный совет»
28 октября 2024
«Сергей Витальевич посоветовал во время сцены перед казнью, когда мой герой стоит на...
Роли, которые мы выбираем: Московский Губернский театр приглашает на премьеру «Без вины виноватые»
28 октября 2024
10 ноября Московский Губернский театр приглашает на премьеру «Без вины...
ПРЕМЬЕРА МОНОСПЕКТАКЛЯ С БАРДОВСКИМИ ПЕСНЯМИ СОСТОЯЛАСЬ В ТЕАТРЕ МОСКВЫ
30 сентября 2024
В Московском Губернском театре состоялась премьера «Колыбельная для одуванчика». В...
Губернский театр представит моноспектакль с бардовскими песнями
27 сентября 2024
Премьерный показ "Колыбельной для одуванчика" пройдет на Малой сцене МОСКВА, 27 сентября....
Пока не опустят занавес
26 сентября 2024
Театральный сезон в Московском Губернском театре открылся спектаклем «Капитанская дочка»...
В новом сезоне Губернский театр покажет зрителям семь премьер
24 сентября 2024
12-й театральный сезон в Московском Губернском театре (МГТ) открылся премьерой спектакля...
Юный актёр Станислав Соломатин уже семь лет служит в Губернском театре
24 сентября 2024
Станиславу Соломатину всего 13 лет, а он уже известный артист. На его счету главные...
СВОБОДЫ, ЧЕСТИ И ЛЮБВИ – ПРЕМЬЕРА «КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ» СЕРГЕЯ БЕЗРУКОВА
24 сентября 2024
Московский Губернский театр открыл новый сезон премьерой спектакля Сергея Безрукова...
Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение»
23 сентября 2024
«Возвращаясь с работы домой, я продолжаю фонтанировать идеями, думать о театре, кино,...
"Это Москва. Люди": спектакль "Капитанская дочка"
21 сентября 2024
Спектакль "Капитанская дочка" по мотивам одноименной повести Александра Пушкина открыл...
«Капитанская дочка»: Эталон русской классики на театральной сцене
20 сентября 2024
Сергей Безруков выпустил свою инсценировку знакового романа – в формате следственного...
"Интервью": Сергей Безруков – о том, как оставаться интересным для зрителя
19 сентября 2024
Что каждый режиссер ищет в классическом произведении? Как оставаться интересным для...
Это про Пугачева и пугачевщину? Или это про нас? Или это вообще про людей - вне времен и стран?
15 сентября 2024
Андрей Максимов - о постановке Безрукова "Капитанской дочки" в Губернском театре Я знаю,...
Изображая жертву: Безруков устроил следственный эксперимент Пугачеву
13 сентября 2024
Народный артист представил премьеру драмы Пушкина в оригинальном прочтении Сергей...
Губернский театр открыл сезон "Капитанской дочкой" в постановке Безрукова
13 сентября 2024
МОСКВА, 13 сен — РИА Новости. Спектакль "Капитанская дочка" в постановке Сергея Безрукова...
Губернский театр открыл сезон премьерой "Капитанской дочки"
13 сентября 2024
Режиссером постановки выступил Сергей Безруков МОСКВА, 13 сентября. /ТАСС/. Московский...
На сцене Московского Губернского театра поставили «Капитанскую дочку»
12 сентября 2024
Большая премьера на сцене Московского Губернского театра. Знакомая со школьной скамьи...
«Капитанская дочка»: новое прочтение повести
11 сентября 2024
В Московском Губернском театре показали новое прочтение знаменитой повести Александра...
Худрук Губернского театра Безруков представит новую версию «Капитанской дочки» 12 сентября
11 сентября 2024
«Капитанская дочка» в формате следственного эксперимента. В Губернском театре представили...
В двух московских театрах открылся новый сезон
11 сентября 2024
Это Московский губернский театр и Московский театр мюзикла Новый сезон открылся и в...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре