Виктор Шутов: Я счастлив, что до сих пор живу верностью театру
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Виктор Шутов: Я счастлив, что до сих пор живу верностью театру

07 Июня 2019
Татьяна Вичева, 7.06.19

Чем определяется успех драматического актёра:  талантом, трудолюбием, удачей – или правильно подобранной ролью?

Театральный стаж моего собеседника – 55 лет. И ролей в его судьбе было немало: актёр сыграл в 9 пьесах Островского и в нескольких десятках пьес российских и зарубежных авторов. «Никогда не просил роли. Они сами меня находили – будто кто-то свыше говорил: «Да будет так». А дальше уже я старался  сам, в каждом выходе на сцену, - говорит  актер Виктор Дмитриевич Шутов. - Каким бы ты ни был великим драматическим актёром, ты не можешь однажды поразить зал – и почивать на лаврах. Ты есть как актёр, пока тебя любит зритель».

21 июня Виктору Дмитриевичу исполняется 80 лет, - но и сегодня он неизменно срывает овации, выходя на сцену Московского Губернского театра под управлением Сергея Безрукова. А, значит, его успешная актёрская судьба, в которой есть место и таланту, и трудолюбию, и удаче  –  продолжается.

- Виктор Дмитриевич, а как всё начиналось? Должно быть, мечтали о профессии актёра с детства?

- Да, сцена меня влекла с юности. В старших классах я пошёл в студию художественного слова в Доме комсомольца и школьника на Электрозаводской. Какие там были концерты и спектакли! И как я в них играл!

Но речи о профессии актера не шло. Нас у мамы трое, отец погиб на фронте, нужно было помогать родным. Я закончил техучилище, пошёл работать на завод. Откровенно говоря, слесарем я работал не очень продуктивно. Помню, приходил к 8 утра, вставал к верстаку и долго стоял: просыпался. Проходил начальник и говорил: «Что ты стоишь, Шутов! Делай же что-нибудь!» - а я всё не мог приступить к работе, потому что накануне был допоздна в кружке. Я по натуре сова. Так что можете писать: «В актёры Шутов подался, чтобы не вставать раньше девяти».

- Хорошая причина! А если серьёзно?

- Если серьёзно, в моей судьбе часто случалось чудо. Одно из чудес –  что педагог студии художественного слова,  Марица Викторовна Донцовская, случайно узнала о наборе студентов в институт имени Щепкина.  Конкурс был бешеный: это  был первый вечерний факультет в истории театральных ВУЗов. Но она сказала: ты должен пройти. И я смог пройти. Сейчас думаю: будто что-то свыше вело меня к профессии артиста.

Так в 1959 началось моё обучение на курсе Михаила Ивановича Царева. Параллельно, на дневном отделении, Николай Анненков набрал свой знаменитый «звёздный курс»: Олег Даль, Виталий Соломин, Михаил Кононов, Виктор Павлов… Я помню их в выпускных спектаклях. И вообще, вся атмосфера Щепки тогда была заточена на создание актёров.

- А ещё театральное училище подарило Вам встречу с женщиной, на которой Вы женаты до сих пор.   

- Да, с Таисьей Непомнящей – будущей Таисьей Шутовой – я познакомился в том же 59м. Сначала – однокурсница, потом – любимая жена. Поженились мы в 1964м, сразу по окончании театрального. Сыграли свадьбу, а через день друзья посадили нас на поезд в Челябинск. Так получилось свадебное путешествие длиной в 3 года: столько мы проработали с женой в местном театре.

Это было фантастическое время! Легендарный директор драмтеатра Михаил Половец пригласил в труппу 16 человек: из Москвы, из Ленинграда, Ташкента, Свердловска. Все молодые, яркие, свободные; единственная пара – мы с женой. В первое время все жили в здании театра. После спектаклей не могли заснуть, энергия била ключом! Ночью врубали свет на сцене, включали поворотный круг – и читали друг другу монологи из спектаклей! Иногда действо выливалось на улицу, на площадь Революции...

- Должно быть, и на спектаклях рвали зал энергетикой?

- Рвали всё, причём порой в прямом смысле! (смеётся). Помню, ставили Розова «День свадьбы». Я играл Ваську. А на роль Майки режиссёр пригласил из Москвы Людмилу Гурченко. Представьте: я актёр порывистый, Гурченко импульсивная, и текст подходящий. В сцене разговора Майки и Васьки на фразе «или ты меня имеешь, или всё!» - зал просто рыдал от восторга. Тогда такие фразы со сцены не звучали вообще!

И вот на одном из спектаклей я кричу свою фразу, Гурченко машет руками – и на весь зал громкий «пум!»: её костюм в обтяжечку лопается от шеи до талии! Не выдержал экспрессии. Как-то выкрутились, спасли спектакль – но эту историю в театре вспоминают до сих пор.

- А с женой выходили на сцену Челябинского театра драмы в одном спектакле?

- О да! Помню, играли «Снежную королеву». Я – Кай, жена – Королева. Ей так шел костюм Королевы! Я не мог не реагировать! В сцене встречи Кая с Королевой я поворачивался спиной к залу, к ней лицом… и каждый раз играл такой мужской восторг, что ей приходилось прятать улыбку за веером. После спектакля меня могла ждать буря – но что я мог с собой поделать? Она была так хороша!… (разводит руками улыбается)

- И как уживались две творческие личности под одной крышей?

- Непросто.  У каждого свои амбиции, она как порох, я как порох – очень взрывоопасно! Но в итоге получилась невероятная жизнь мужчины и женщины. Все эти годы – годы настоящего трепета и любви. Все годы держало – и держит – человечность и уважение. Ощущение, что ты не можешь без неё. Понимание, что и она без тебя – тоже.

Вдобавок после Челябинска – работа в разных театрах. А это – разные графики гастролей, разлуки, пылкие встречи… Всю молодость и зрелость – это был бесконечный фейерверк страстей!

- А как произошло возвращение из Челябинска в Москву?

- Всё сложилось удивительно. Я искал работу – а Юра Борецкий искал себе замену в сильнейшем спектакле «Я люблю тебя, Инга», так как уходил из Московского областного драмтеатра имени Островского в режиссуру. Позвал меня, я показался худруку, понравился. Меня оставили сначала на эту роль, потом на много других.

- В театре Островского Вы прослужили целых 25 лет – и ролей Вам хватало…

- К счастью, это было время активнейшей жизни. Это был очень творческий театр и очень творческая труппа. Мы были молодые, энергичные, хотели творить! Тогда же о деньгах никто не говорил. Это было странное явление: денег не было вообще. Хотите историю на этот счёт?

- Безусловно!

- Гастроли театра Островского в Щёлково. «Валентин и Валентина» Рощина. Моя роль – капитан-лейтенант Гусев, подводник. Спектакль вот-вот начнётся. Ребята говорят: надо бы после спектакля «принять» – но кто пойдёт? Выходной день, алкоголь не продают (были такие времена). Все смотрят на меня. Говорю: собирайте деньги! Набрали ровно 3 рубля 62 копейки на четверых.

Пошли мы вдвоём с одним актёром. Заходим в магазин – а там шесть моряков северного флота. Откуда в Щёлково шесть моряков?! Засуетились, приветствуют – на мне же форма офицера. Я отвечаю, как положено: играю до конца.

Подхожу к продавщице, выдаю легенду. Мол, приехал в гости, надо угостить хозяев, помогите! Она: «Сделаем, выбейте 4 рубля 12 копеек»… Как 4.12?! Я – к товарищу: Вова, полтинничка не хватает, беги в театр, собирай ещё!

А кассирша мигает: давай! Что делать? Иду к морякам. Те напряглись: думали, буду допрашивать, чего они забыли в магазине. А я им: «50 копеек найдется? Приятель принесёт – отдам». Расслабились, заулыбались, полезли по карманам: «держите, товарищ офицер!». Я выбил чек, взял бутылку, дождался приятеля, чтобы долг отдать, – и бегом в театр. Успел с запасом. Но такая вот получилась история об отсутствии денег и такая интересная возможность сыграть в реальных обстоятельствах офицера-подводника. И ведь поверила не только продавщица – моряки тоже приняли за своего!

- Нескучная жизнь на гастролях у вас была! И часто гастроли случались?

- Очень! Тогда все театры ездили, начиная со МХАТов. Вся страна смотрела театральные спектакли в количестве невероятном. Наш областной театр Островского  часто ездил по Подмосковью. Было огромное количество домов культуры, на сцене которых мы играли.

- И все 25 лет Вашей службы в театре Островского у театра не было своего помещения. Где играли между гастролями?

- Играли по разным московским театрам. «Ингу» мы играли в Ленкоме очень часто, в Советской Армии на малой сцене…

А этот театр начали строить в 1967 году – и построили только в 1991м. Московский областной Дом Искусств "Кузьминки". Открытие МОДИ было лишь в 1992 году.  Под крышей МОДИ объединили два драматических театра – на основной сцене наш, Московский областной драматический театр им. А. Н. Островского, и Московский областной государственный камерный театр – на малой сцене.

- Как и почему Вы перешли «к соседям», в Камерный?

-Режиссёр театра Валерий Якунин меня позвал. С Якуниным мы в детстве мы ходили в один Дом Комсомольца и школьника. Валерий до сих пор помнит, как я там играл. Говорит, очень хорошо играл (улыбается).

- И в Московском Камерном театре Вы проработали больше 20 лет.   

- Думаю, я сделал верный выбор: с Якуниным у нас было много интересных работ. Вот, кстати. Был якунинский спектакль «Сосед и соседка» по пьесе Чодорова, где я играл слесаря-еврея. Спектакль лёгкий, но со смыслом; и роль колоритная. Я её простроил во всех деталях: от костюма до прочтения реплик. Спектакль шёл много лет с аншлагом.

А сейчас Якунин поставил его в Ногинске, в Московском областном театре Драмы и Комедии. Теперь это «Любовь на лестничной клетке». И в марте по его приглашению я опять играл своего Гринберга: «Я – слесарь, который вкалывает даже в шабат. На всё готов, лишь бы не сидеть дома, где осталась жена». Успех был, как и прежде! Такая вот интересная получилась петля времени.

- А в 2013м объединились оба «Ваших» театра - Московский областной государственный камерный  театр и Московский областной драматический им. А. Н. Островского...

- И название новому театру – Московский губернский – придумал сам Сергей Витальевич Безруков. «Губернский» звучит очень атмосферно, есть в этом нечто традиционное. Официальная дата рождения театра – 9 января 2014, так что в этом году мы отмечали пятилетний юбилей.

За 5 лет существования Московского Губернского театра я сыграл 9 ролей. Среди них – и любимый Островский («Нашла коса на камень»), и Чехов («Вишневый сад»). А сейчас я репетирую Крутицкого в пьесе «На всякого мудреца довольно простоты». Любопытно, что начинал я играть Островского именно с этой пьесы, играл Глухова – но очень, очень много лет назад. Вот такой я театральный динозавр.

- Какая роль любимая? Должно быть, Фирс в «Вишневом саде»? Фирс, трогательно любящий Раневскую. Поющий романс. До мурашек пробивающий зал в финальной сцене.

- Знаете, мне нравится абсолютно всё, что играю в Губернском театре. Вот даже роль в «Острове сокровищ», где я выхожу на четыре с половиной минуты. Но публика меня уже ждёт и с восторгом встречает.

Но, конечно, роль в «Вишнёвом саде» стоит особняком. Приятно, что в моего Фирса Безруков просто влюбился! Вообще его «Вишнёвый сад» – нечто невероятное, феерическое, от глобальных решений до мелочей.

- В качестве зрителя подтверждаю: спектакль потрясающий! А как Вам работать с Безруковым?  

  - Для меня Сергей Витальевич – идеальный режиссёр. За 55 лет службы в театре я работал более чем с 40 режиссёрами, могу сравнивать. Всегда безупречно вежлив с коллегами. В нём ни грамма самоутверждения себя как начальника, потому что есть самоутверждение себя как  таланта. Безруков ставит спектакли практически моментально, – и всегда глубоко, небанально и удачно.

Я рад, что у него продолжают находиться роли для меня. Сейчас забавно вспоминать, что пять лет назад, когда Сергей Витальевич пришел в театр в качестве художественного руководителя, он всем распределил роли – а мне сказал:  «Что с Вами делать, пока не знаю…». Но, как видите, снова всё сложилось в моей судьбе: роли есть.

- Какой сложный рецепт удачной актерской жизни у Вас вышел! И трудолюбие, и талант, и любовь, и везение  – и ещё что-то свыше…

- Сам иногда удивляюсь. Несмотря на то, что я, на первый взгляд, кажусь человеком эмоциональным и непостоянным, – я в итоге оказался очень верным. Верным одной профессии: я до сих пор в театре. Верным одной женщине: мы с женой до сих пор вместе. Верным манере своей игры: я драматический актёр, и в правильно произнесённое слово верю больше, чем в яркие спецэффекты. Верным себе.  Актер – это человек, который играет страсти. А верность чему-то или кому-то не сыграешь. Это надо прожить. Я счастлив, что проживаю это до сих пор.

Мы, зрители и почитатели таланта, поздравляем Шутова Виктора Дмитриевича с 80-летним юбилеем, желаем Виктору Дмитриевичу здоровья и дальнейшего продолжения сценической жизни.
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Безымянная звезда
Электродрама
3 ч с одним антрактом
Подробнее
6+
Путешествие Мармелана
Сказка обойных человечков
1 час 10 мин
Подробнее
16+
Весна
По рассказам Михаила Задорнова
1 ч 40 мин, без антракта
Подробнее
16+
Бесконечный апрель
Драматическая импровизация
1 ч 15 мин, без антракта
Подробнее
12+
Сирано де Бержерак
Героическая комедия
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
Последние статьи
В Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Много шума из ничего»
27 Ноября 2021
Знаменитая пьеса Шекспира впервые была поставлена еще 400 лет назад. Свой осовремененный...
В Губернском театре состоится премьера спектакля "Много шума из ничего"
27 Ноября 2021
МОСКВА, 27 ноября. /ТАСС/. Московский Губернский театр в субботу на Малой сцене...
Спектакль «Много шума из ничего» в Московском губернском театре
26 Ноября 2021
Фоторепортаж на сайте издания
Закрытие IV Международного Большого Детского фестиваля
23 Ноября 2021
22 ноября в Московском Губернском театре прошла церемония закрытия IV Международного...
Церемония закрытия IV Международного Большого Детского фестиваля прошла в Подмосковье
23 Ноября 2021
На сцене Московского Губернского театра завершил свою работу IV Международный Большой...
Названы лауреаты Международного Большого детского фестиваля
23 Ноября 2021
Стали известны лауреаты Международного Большого детского фестиваля. Об этом...
В Москве подвели итоги Большого детского фестиваля
23 Ноября 2021
В нем приняли участие более 90 творческих проектов  В...
В Московском Губернском театре подвели итоги Большого детского Фестиваля
23 Ноября 2021
Всего в мероприятии приняли участие 93 творческих проекта со всей России, из которых...
Объявлены лауреаты Большого детского фестиваля
23 Ноября 2021
У Международного Большого детского фестиваля жюри исключительно детское в двух...
Большой Детский театральный фестиваль. Итоги. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 23.11.2021
23 Ноября 2021
На сцене Московского Губернского театра прошла церемония награждения лауреатов...
В Московском Губернском театре прошла церемония закрытия IV Международного Большого Детского фестиваля
23 Ноября 2021
22 ноября 2021 года на сцене Московского Губернского театра завершил свою работу IV...
«Много шума из ничего»
22 Ноября 2021
Среди работ Анны Горушкиной драма «Вид с моста» Артура Миллера, «Бесконечный апрель»...
Сергей Безруков признался, что хотел бы изменить в России
22 Ноября 2021
Эксклюзивное интервью с художественным руководителем Московского Губернского театра ...
Безруков призвал поддерживать детские театры по всей стране
22 Ноября 2021
В Москве подводят итоги большого форума для самых маленьких зрителей. Сегодня...
Стали известны лауреаты Большого детского фестиваля
22 Ноября 2021
Лауреатов IV международного Большого детского фестиваля объявили в Москве МОСКВА, 22...
Стали известны победители Международного Большого Детского фестиваля
22 Ноября 2021
На сцене Московского губернского театра подвели итоги IV Международного Большого...
В Москве закончился Большой детский фестиваль
22 Ноября 2021
.videoWrapper { position: relative; padding-bottom: 56.25%; padding-top: 25px;...
Объявлены лауреаты Международного большого детского фестиваля
22 Ноября 2021
Победителем в номинации "Легенда театра для детей и юношества" стал заслуженный художник...
Церемония закрытия IV Международного Большого детского фестиваля пройдет в Подмосковье
19 Ноября 2021
РИАМО - 19 ноя. На сцене Московского губернского театра 22 ноября пройдет...
Участников Большого детского фестиваля наградят в 14 номинациях в Московском Губернском театре
19 Ноября 2021
Международный Большой детский фестиваль закроют в Московском Губернском театре 22...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре