Урзова Екатерина
18 апр 2023
"Сердце матери" А. Говорушкиной – это лучший спектакль, что я посмотрела за последние пять лет.
В большом доме живет мать и четверо сыновей. Как многие мальчишки и юноши, они мечтают о победах, дальних странах, о небе. А матери хочется одного: чтобы ее любимые мальчики были живы. Ведь уже ушел ее муж, храбрец-майор, героически погибший в стычке с туземцами. И нет на свете старшего сына, Ондры, который умер от желтой лихорадке где-то в джунглях, спасая больных. Вот такой парадокс. Мать говорит, обращаясь к старшему сыну: "Отец твой погиб, потому что надо было убивать туземцев. А ты, Ондра, ты умер потому, что поехал спасать им жизнь." Постойте, как она может с ним говорить? А вот так. Это же притча. И мать видит тех, кого она любила, но кто умер: мужа, Ондру...
А потом к ним присоединяется Иржи в летном комбинезоне, разбившийся, пытаясь поставить рекорд высоты. И вот уже трое смотрят на своих родных. На вечно спорящих Петра и Корнеля, выбравших противоположные стороны баррикад, на младшенького, Тони, самого слабого, самого впечатлительного. И на мать.
А она все пытается понять, ради чего они погибли. Постепенно и их самих начинает занимать этот вопрос.
Они могли бы еще пожить, но ушли, потому что их вел долг. В этом спектакле очень четко видно, как мир делится на мужскую и женскую часть. Мужчины мечтают о подвиге, женщины хотят видеть их живыми.
Сыграно потрясающе. Не могу похвалить кого-то одного, надо писать о всех. О Елене Дорониной, такой уютной и домашней в роли любящей матери. Об Алексее Веретине, который как нельзя лучше подошел на роль отца, военного с суровым строгим лицом. О приглашенном актере Иване Панфилове, ставшим юным Тони, порывистым и искреннем. О Михаиле Шилове, сыгравшем обстоятельного и ответственного Ондру. Об Андрее Щеткине, воплотившем самый противоречивый образ, Корнеля, гордого, страстного, но...
Обратили внимание на костюмы? Они решены в черно-серо-белой палитре. Каждому персонажу соответствует свой наряд: отцу - мундир, Иржи - летный комбинезон, Петру - пиджак (на мой взгляд, это, скорее, кардиган, ну да ладно), Ондре - халат, матери - фартук. Но все эти вещи как будто пришли из нецветного кино. Декорации тоже многоцветием не отличаются. Но этот трихром только подчеркивает главное: лица персонажей.
Изумительный спектакль! Поставлено очень близко к тексту Чапека (чуть сокращено, пару реплик добавлено). Интересно, что изменен конец. Я долго думала, но решила, что это не испортило пьесу. Чапек писал в героические 30-е годы, сейчас у нас пассионарность, как любят говорить, меньше. Поступок матери в пьесе был хорошо понятен тогда. Финал спектакля больше подходит, возможно, нашему времени. Введен персонаж, которого нет у Чапека. Это прекрасная незнакомка, она же смерть (Елена Хабарова), идущая рядом с братьями всю их жизнь.