«Разве есть что-нибудь более ценное, чем человеческая жизнь?» - премьера спектакля «Сердце матери» в Московском Губернском театре
Министерство Культуры Московской Области
Касса: +7 (495) 378-65-75
ПН-ВС, без перерыва: 12:00-19:00
Пресса
Московского
губернского
театра

«Разве есть что-нибудь более ценное, чем человеческая жизнь?» - премьера спектакля «Сердце матери» в Московском Губернском театре

10 Марта 2020
Юлия Бурулёва, "World Podium", 10.03.2020

Фото: Галина Фесенко

yL3PJDUAVb8

Если бы с древних времён судьбы государств и народов вершили женщины, едва ли история человеческой цивилизации знала бы столько кровавых войн и междоусобиц. Женщина по природе мать, хранительница очага и уюта, меньше всего она хочет раздора и войны. Мужчины же, напротив, всегда стремятся к покорению вершин, к открытию горизонтов, к постижению неизведанного и, увы, очень часто рискуют собой опрометчиво и безрассудно, не задумываясь о том, что есть люди, беззаветно любящие его, принимающие таким, какой он есть...

В первые дни весны, которая ознаменует 75-летие со Дня Победы, и накануне международного женского дня, 4 и 5 марта в Московском Губернском театре представили премьеру спектакля «Сердце матери».

Спектакль «Сердце матери» - не про войну и не о войне, он о любви, безусловной и бескорыстной.

13(36)

В основе сюжета – драма Чешского писателя и драматурга Карела Чапека «Мать», написанная в 1938 года, в переломное время, когда Чехия боролась с множеством внутренних проблем, а во всей Европе не по дням, а по часам набирал силу фашизм, который уничтожит миллионы жизней.

В произведении множество смыслов и аллюзий, основным из которых является столкновение мужского и женского начала – созидательного и разрушительного.

Режиссёр Анна Горушкина предложила зрителями взглянуть на мир глазами матерей. Ведь в мире нет ничего сильнее, чем материнская любовь. Она начинается с первым биением сердца ребенка, но никогда не заканчивается. И даже пережив самую страшную потерю,  сердце матери продолжает любить и вести бесконечный диалог с теми, кого уже нет в живых. Задает вопросы – и не находит ответа. Дозволено ли спасать одну жизнь ценою другой? Почему самые лучшие должны умирать? И разве есть что-нибудь более ценное, чем человеческая жизнь?

Анна Горушкина о спектакле:



В центре сюжета – история одной семьи. Мать (Елена Доронина), 17 лет назад похоронившая мужа, вырастила и воспитала пятерых сыновей.

Каждый стал достойным человеком, но, увы, четверо сыновей отчасти повторили судьбу отца – опрометчиво рисковали собой, не задумываясь о последствиях.

Отец (Александр Фролов/ Григорий Фирсов) погиб на войне в Африке, так как вышестоящий полковник отдал нелепый, заведомо провальный приказ, а майор (Отец) побоялся показаться трусом перед подчинёнными и пошёл на верную гибель. Почему он не подумал, что дома ждут четыре сына и беременная пятым жена? Почему поставил долг выше семьи, и предпочёл смерть, а не жизнь?..

Все эти годы Мать бережно хранит память об Отце: в кабинете почти нетронутыми лежат его вещи – военная шинель, сапоги, незавершённая шахматная партия, будто Он вот-вот войдёт и всё станет так, как раньше.

Но постепенно Отец  «забирает» на тот свет сыновей, которые выросли настоящими мужчинами, так похожими на него – верными долгу, чести, достоинству, идеалам и ориентирам.

17(27)

Старший сын Ондра (Евгений Гомоной) – талантливый врач, который в поиске вакцины от жёлтой лихорадки в процессе испытаний заражает ей сам себя и мучительно умирает, так и не сделав научное открытие.

Второй сын – отважный лётчик Иржи (Алексей Веретин) мечтает поставить рекорды высоты полёта с грузом, он настолько окрылён и вдохновлён этой опасной затеей, что даже не допускает мысли о возможном провале и трагическом исходе. Эксперимент заканчивается катастрофой – самолёт Иржи терпит крушение, рекорд не зафиксирован, лётчик погиб.

Двойняшки Корнель (Андрей Щёткин) и  Петер (Андрей Исаенков/ Даниил Иванов) оказываются по разные стороны баррикад в самой беспощадной из войн – гражданской, когда брат идёт на брата. В итоге соратники Корнеля расстреливают Петера, а сам Корнель гибнет в городской схватке.

9(97)

19(13)

Мать не может понять и осознать: «Зачем? Для чего? Почему они погибли?»

<lt;strong>К чему были эти опрометчивые риски, безрассудные поступки, которых можно и нужно было бы избежать?

Словно с живыми, с каждым из них она ведёт диалог, а мёртвые разговаривают друг с другом, постепенно и поступательно приходя к осознанию, что жертвы были напрасны, но, увы, обратного пути у них нет. «Вы – частицы моего тела. Что в Вас такого особенного, что я перестала Вас понимать?» - недоумевает Мать.

Потрясающая, многогранная драматическая актриса, Заслуженная артиста Московской области Елена Доронина очень тонко, пронзительно и глубоко воплощает на сцене весь спектр драмы своей героини, проживая боль и скорбь, донося до зрителей весь трагизм истории.

Елена Доронина о спектакле «Сердце матери»:



Актёры, воплощающие на сцене таких разных и одновременно похожих братьев, отца, а в финале спектакле и деда, также проникновенно отразили судьбы своих героев.

Диалог между мирами, женским и мужским, живых и мёртвых, символизирует глубинную пропасть в мировоззрении полов.

Так устроено, что многие из нас уверены в своей исключительности и дружбе с фартом и фортуной: «Уж, с нами- то ничего плохого точно не произойдёт!» - опрометчиво зарекаемся мы, совершая какой-то рискованный шаг или поступок. И не хотим понять, что никто не застрахован ни от чего.

А стоит задуматься: «Как близкие будут жить без Нас?» - любые риски  нивелируются, становясь призрачными, эфемерными и ненужными. Именно тогда приходит осознание: ради кого и чего стоит жить!

«Тони будет другим!» - упрямо убеждает всех вокруг, а, в первую очередь себя, Мать, говоря о младшем сыне –  трепетном романтике, пишущем стихи (Кирилл Новышев / Василий Серёгин). Он остаётся для неё единственным лучом света и хрупкой надеждой, которую она всеми силами желает уберечь. Но на пороге стоит Война и всех мужчин призывают в армию…

21(15)

Рефреном на протяжении всего спектакля на сцене появляется обворожительная, притягательная Незнакомка (Елена Киркова/Елена Хабарова), филигранно исполняющая шлягеры Марлен Дитрих. Её элегантный, изысканный образ манит и притягивает, побуждает  и призывает к свершениям. Эта изысканная леди – образ Смерти, холодной, расчётливой, безжалостной и бескомпромиссной.

Хореограф постановки Анна Гилунова придала движениям героев чёткость линий: то размеренность и плавность, то резкость и обрывистость.

В одной из сцен двойняшки Корнель и Ирже игриво и задорно, по-мальчишески, вступают в поединок, не представляя, что совсем скоро их полярные взгляды на жизнь и свободу обернутся неисправимой трагедией.

25(18)

Художник спектакля «Сердце матери» Ольга Богатищева создала на сцене лаконичное пространство в монохромных тонах, символично коррелирующихся с документальной фото и видео-хроникой военных действий, которые один за одним сменяют друг друга и, кажется, не имеют начала и конца. К слову, с запечатлённых на фото мгновений начинается и заканчивается спектакль - яркие мелькания вспышки ассоциируются с непреодолимым желанием остановить счастливое время и невозможностью повернуть его вспять.

Вся световая партитура и костюмы героев напоминают кадры документальных фильмов, зафиксировавших на плёнке фрагменты судеб и событий. Только Смерть выделяется, очаровывая и увлекая своей элегантностью и экспрессией.

Над сценой монументально возвышается сеть оружия – хаотично расположенные ружья и винтовки словно говорят о том, что войны идут не только за власть над народами, но и внутри каждого человека не скончается противостояние добра и зла, иллюзий и амбиций.

20(46)

27(6)

Если задуматься, между событиями 1938 г. и 2019 г. очень много общего.

И дело даже не в том, что мир не учится на своих ошибках: производство оружия никто не торопится сокращать, постоянно то там, то тут, вспыхивают локальные и глобальные военные конфликты, испепеляющие и уничтожающие тысячи и миллионы жизней, а «прогрессивный» 21 век периодически погружается в эру варварства и насилия.

Проблема в том, что природой устроено так, что мужчины – воины, и женщины – хранительницы мира. Если представить, сколько добрых, гуманных дел и открытий совершили бы те, кто по разным причинам безвременно покинул этот мир? Становится страшно и больно.

В финале спектакля нас ждёт не беспросветная пропасть, а торжество справедливости.

Тони суждено уйти на войну и вернуться к Матери живым и невредимым.Парень остался верным долгу - не струсил, не спасовал, не спрятался, но он и не мечтал о подвигах, не грезил о рекордах. И в этом тоже зашифрована своя аллегория – победа не ради рекорда и славы, а во имя жизни и любви, ради тех, кто ждёт, надеется и верит! Именно ради этого стоит жить, любить, бороться и искать, найти и не сдаваться, в грохоте и ритме века оставаясь Человеком.

10-5(1)

Мы неоднократно подчёркивали, в Губернском театре не ищут лёгких путей – в каждом спектакле МГТ искусно завуалировано огромное количество смыслов, проецирующих на сцене глубинную природу личности, и вопросов, в той или иной степени волнующих каждого человека. В спектакле «Сердце матери» нет каких-либо степеней: он отзовётся в сердце каждого.

«Сердце матери» вызывает в душе зрителей  полярную гамму чувств и эмоций, которую каждый транспонирует на себя.

На премьере не только женщины, но и мужчины не могли сдержать слёз, и это очень хороший знак – индикатор того, что «Сердце матери» затронуло самые глубокие струнки души, заставив задуматься и размышлять о том, что действительно важно и нужно.

5-5(14)

Этот спектакль вполне можно назвать триумфом фундаментальных ценностей личности, которые должны жить в сознании каждого человека. И пусть всем нам будет ради чего и ради кого ЖИТЬ!

«...И лежат сыновние печали

 Белым снегом на висках у них.

 Если б матерей мы выбирали,

Все равно бы выбрали своих…»

Любите и цените своих Мам и дорожите каждой минутой, проведённой рядом с ними!

Ближайшие показы спектакля «Сердце матери» на Малой сцене Московского Губернского театра: 2 апреля и 12 мая.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Нашла коса на камень
Комедия в двух действиях
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
12+
Хроники Нарнии. Племянник чародея
Сага. Книга первая
2 часа с антрактом
Подробнее
12+
Хроники Нарнии. Конь и его мальчик
Сага. Книга третья
2 часа с антрактом
Подробнее
16+
Энергичные люди
Караоке-спектакль по повести В. Шукшина
3 ч 50 мин, один антракт
Подробнее
12+
Сирано де Бержерак
Героическая комедия
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
Последние статьи
«Я полностью отдаю себя каждой роли»: Анна Снаткина — о секрете успешной карьеры
28 Июня 2021
Актриса Московского Губернского театра рассказала РИАМО о грядущей премьере и о том, как...
Сергей БЕЗРУКОВ: с детьми могу сыграть «строгого» папу, хотя это сложно дается
27 Июня 2021
24 июня в прокат выходит приключенческая комедия «Бендер: Начало», которая станет...
«Получился спектакль-праздник»: Безруков рассказал о новой постановке «Казанова. Ars Vivendi»
25 Июня 2021
Знаменитый актер раскрыл легендарного любовника по-новому. В Московском...
Антон Хабаров – Мистер «Могло бы быть и лучше»
25 Июня 2021
«Снято! Антон, круто!» – раздаётся голос режиссёра на площадке, после съёмки одной из...
Сергей Безруков: «Мы за театр, где режиссер растворяется в актере»
25 Мая 2021
Худрук Московского Губернского театра рассказал о фестивале «Фабрика Станиславского» и...
Вместо психотерапевта – театр!
25 Мая 2021
Возглавив в 2014 г. Московский Губернский театр, Сергей БЕЗРУКОВ понимал, какой театр...
АНТОН ХАБАРОВ: «НЕ ЛЮБЛЮ ДИПЛОМАТИЮ В НАШЕЙ ПРОФЕССИИ»
22 Мая 2021
Художественный руководитель Губернского театра Сергей Безруков говорит, что идеальной...
В МГТ поделились планами на Большой детский фестиваль
11 Мая 2021
Фото: Денис Трудников Только в ноябре были подведены итоги III Международного...
БОЛЬШОЙ ДЕТСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПРЕДСТАВИЛ НОВОЕ ЖЮРИ
01 Мая 2021
АНАСТАСИЯ ЕВТЕФЕЕВА IV Международный Большой Детский фестиваль пройдет с 1 сентября...
Безруков объявил о завершении отбора жюри для Международного большого детского фестиваля
30 Апреля 2021
Дарья Бунякова, Максим Беспалов Международный Большой детский фестиваль закрыл...
ВЕРЫ ВСЁ МЕНЬШЕ, А ГРЕХИ ВСЁ СТРАШНЕЕ
29 Апреля 2021
«ДЯДЯ ВАНЯ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ В рамках проекта «Журфак Театрала» – текст студентов...
Фестиваль «Фабрика Станиславского» представит театры из семи регионов
28 Апреля 2021
III Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского» пройдет в Москве и...
Заоблачно-головокружительный «Малыш и Карлсон» в Московском Губернском театре: «Фантазия, мечта и свет души!»
27 Апреля 2021
Московский Губернский театр – единственный взрослый театр, который уделяет такое...
Он вернулся! В Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Малыш и Карлсон»
26 Апреля 2021
Пестрый, музыкальный и очень живой спектакль «Малыш и Карлсон» вышел «из-под...
Карлсон и Электродрама на сцене Губернского театра
20 Апреля 2021
Московский Губернский театр с приходом весны радует хорошими новостями. На Большой...
«Дядя Ваня» в постановке Сергея Безрукова: пять пудов безответной любви
17 Апреля 2021
На сцене Московского губернского театра — премьера чеховского «Дяди Вани» В «Дяде...
ПОЭТИЧЕСКОЕ КАФЕ «ЛУЧ»: МИРУ – МИР!
15 Апреля 2021
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА «ЖУРФАК ТЕАТРАЛА» – О СПЕКТАКЛЕ В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ В...
Никита Пресняков получил главную роль в Московском Губернском театре
12 Апреля 2021
Москва, 12 апреля. Актер и музыкант Никита Пресняков был выбран на роль в спектакле...
Внук Пугачевой сыграет учителя астрономии
12 Апреля 2021
Никита Пресняков поймал "Звезду" В Никите Преснякове проснулись театральные гены:...
Никита Пресняков сыграет главную роль в спектакле театра Сергея Безрукова
12 Апреля 2021
29-летний внук примадонны Никита Пресняков получил главную роль в спектакле по пьесе...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре