«Разве есть что-нибудь более ценное, чем человеческая жизнь?» - премьера спектакля «Сердце матери» в Московском Губернском театре
Министерство Культуры Московской Области
Касса: +7 (495) 378-65-75
Без перерывов: 11:00-20:00
Пресса
Московского
губернского
театра

«Разве есть что-нибудь более ценное, чем человеческая жизнь?» - премьера спектакля «Сердце матери» в Московском Губернском театре

10 Марта 2020
Юлия Бурулёва, "World Podium", 10.03.2020

Фото: Галина Фесенко

yL3PJDUAVb8

Если бы с древних времён судьбы государств и народов вершили женщины, едва ли история человеческой цивилизации знала бы столько кровавых войн и междоусобиц. Женщина по природе мать, хранительница очага и уюта, меньше всего она хочет раздора и войны. Мужчины же, напротив, всегда стремятся к покорению вершин, к открытию горизонтов, к постижению неизведанного и, увы, очень часто рискуют собой опрометчиво и безрассудно, не задумываясь о том, что есть люди, беззаветно любящие его, принимающие таким, какой он есть...

В первые дни весны, которая ознаменует 75-летие со Дня Победы, и накануне международного женского дня, 4 и 5 марта в Московском Губернском театре представили премьеру спектакля «Сердце матери».

Спектакль «Сердце матери» - не про войну и не о войне, он о любви, безусловной и бескорыстной.

13(36)

В основе сюжета – драма Чешского писателя и драматурга Карела Чапека «Мать», написанная в 1938 года, в переломное время, когда Чехия боролась с множеством внутренних проблем, а во всей Европе не по дням, а по часам набирал силу фашизм, который уничтожит миллионы жизней.

В произведении множество смыслов и аллюзий, основным из которых является столкновение мужского и женского начала – созидательного и разрушительного.

Режиссёр Анна Горушкина предложила зрителями взглянуть на мир глазами матерей. Ведь в мире нет ничего сильнее, чем материнская любовь. Она начинается с первым биением сердца ребенка, но никогда не заканчивается. И даже пережив самую страшную потерю,  сердце матери продолжает любить и вести бесконечный диалог с теми, кого уже нет в живых. Задает вопросы – и не находит ответа. Дозволено ли спасать одну жизнь ценою другой? Почему самые лучшие должны умирать? И разве есть что-нибудь более ценное, чем человеческая жизнь?

Анна Горушкина о спектакле:



В центре сюжета – история одной семьи. Мать (Елена Доронина), 17 лет назад похоронившая мужа, вырастила и воспитала пятерых сыновей.

Каждый стал достойным человеком, но, увы, четверо сыновей отчасти повторили судьбу отца – опрометчиво рисковали собой, не задумываясь о последствиях.

Отец (Александр Фролов/ Григорий Фирсов) погиб на войне в Африке, так как вышестоящий полковник отдал нелепый, заведомо провальный приказ, а майор (Отец) побоялся показаться трусом перед подчинёнными и пошёл на верную гибель. Почему он не подумал, что дома ждут четыре сына и беременная пятым жена? Почему поставил долг выше семьи, и предпочёл смерть, а не жизнь?..

Все эти годы Мать бережно хранит память об Отце: в кабинете почти нетронутыми лежат его вещи – военная шинель, сапоги, незавершённая шахматная партия, будто Он вот-вот войдёт и всё станет так, как раньше.

Но постепенно Отец  «забирает» на тот свет сыновей, которые выросли настоящими мужчинами, так похожими на него – верными долгу, чести, достоинству, идеалам и ориентирам.

17(27)

Старший сын Ондра (Евгений Гомоной) – талантливый врач, который в поиске вакцины от жёлтой лихорадки в процессе испытаний заражает ей сам себя и мучительно умирает, так и не сделав научное открытие.

Второй сын – отважный лётчик Иржи (Алексей Веретин) мечтает поставить рекорды высоты полёта с грузом, он настолько окрылён и вдохновлён этой опасной затеей, что даже не допускает мысли о возможном провале и трагическом исходе. Эксперимент заканчивается катастрофой – самолёт Иржи терпит крушение, рекорд не зафиксирован, лётчик погиб.

Двойняшки Корнель (Андрей Щёткин) и  Петер (Андрей Исаенков/ Даниил Иванов) оказываются по разные стороны баррикад в самой беспощадной из войн – гражданской, когда брат идёт на брата. В итоге соратники Корнеля расстреливают Петера, а сам Корнель гибнет в городской схватке.

9(97)

19(13)

Мать не может понять и осознать: «Зачем? Для чего? Почему они погибли?»

<lt;strong>К чему были эти опрометчивые риски, безрассудные поступки, которых можно и нужно было бы избежать?

Словно с живыми, с каждым из них она ведёт диалог, а мёртвые разговаривают друг с другом, постепенно и поступательно приходя к осознанию, что жертвы были напрасны, но, увы, обратного пути у них нет. «Вы – частицы моего тела. Что в Вас такого особенного, что я перестала Вас понимать?» - недоумевает Мать.

Потрясающая, многогранная драматическая актриса, Заслуженная артиста Московской области Елена Доронина очень тонко, пронзительно и глубоко воплощает на сцене весь спектр драмы своей героини, проживая боль и скорбь, донося до зрителей весь трагизм истории.

Елена Доронина о спектакле «Сердце матери»:



Актёры, воплощающие на сцене таких разных и одновременно похожих братьев, отца, а в финале спектакле и деда, также проникновенно отразили судьбы своих героев.

Диалог между мирами, женским и мужским, живых и мёртвых, символизирует глубинную пропасть в мировоззрении полов.

Так устроено, что многие из нас уверены в своей исключительности и дружбе с фартом и фортуной: «Уж, с нами- то ничего плохого точно не произойдёт!» - опрометчиво зарекаемся мы, совершая какой-то рискованный шаг или поступок. И не хотим понять, что никто не застрахован ни от чего.

А стоит задуматься: «Как близкие будут жить без Нас?» - любые риски  нивелируются, становясь призрачными, эфемерными и ненужными. Именно тогда приходит осознание: ради кого и чего стоит жить!

«Тони будет другим!» - упрямо убеждает всех вокруг, а, в первую очередь себя, Мать, говоря о младшем сыне –  трепетном романтике, пишущем стихи (Кирилл Новышев / Василий Серёгин). Он остаётся для неё единственным лучом света и хрупкой надеждой, которую она всеми силами желает уберечь. Но на пороге стоит Война и всех мужчин призывают в армию…

21(15)

Рефреном на протяжении всего спектакля на сцене появляется обворожительная, притягательная Незнакомка (Елена Киркова/Елена Хабарова), филигранно исполняющая шлягеры Марлен Дитрих. Её элегантный, изысканный образ манит и притягивает, побуждает  и призывает к свершениям. Эта изысканная леди – образ Смерти, холодной, расчётливой, безжалостной и бескомпромиссной.

Хореограф постановки Анна Гилунова придала движениям героев чёткость линий: то размеренность и плавность, то резкость и обрывистость.

В одной из сцен двойняшки Корнель и Ирже игриво и задорно, по-мальчишески, вступают в поединок, не представляя, что совсем скоро их полярные взгляды на жизнь и свободу обернутся неисправимой трагедией.

25(18)

Художник спектакля «Сердце матери» Ольга Богатищева создала на сцене лаконичное пространство в монохромных тонах, символично коррелирующихся с документальной фото и видео-хроникой военных действий, которые один за одним сменяют друг друга и, кажется, не имеют начала и конца. К слову, с запечатлённых на фото мгновений начинается и заканчивается спектакль - яркие мелькания вспышки ассоциируются с непреодолимым желанием остановить счастливое время и невозможностью повернуть его вспять.

Вся световая партитура и костюмы героев напоминают кадры документальных фильмов, зафиксировавших на плёнке фрагменты судеб и событий. Только Смерть выделяется, очаровывая и увлекая своей элегантностью и экспрессией.

Над сценой монументально возвышается сеть оружия – хаотично расположенные ружья и винтовки словно говорят о том, что войны идут не только за власть над народами, но и внутри каждого человека не скончается противостояние добра и зла, иллюзий и амбиций.

20(46)

27(6)

Если задуматься, между событиями 1938 г. и 2019 г. очень много общего.

И дело даже не в том, что мир не учится на своих ошибках: производство оружия никто не торопится сокращать, постоянно то там, то тут, вспыхивают локальные и глобальные военные конфликты, испепеляющие и уничтожающие тысячи и миллионы жизней, а «прогрессивный» 21 век периодически погружается в эру варварства и насилия.

Проблема в том, что природой устроено так, что мужчины – воины, и женщины – хранительницы мира. Если представить, сколько добрых, гуманных дел и открытий совершили бы те, кто по разным причинам безвременно покинул этот мир? Становится страшно и больно.

В финале спектакля нас ждёт не беспросветная пропасть, а торжество справедливости.

Тони суждено уйти на войну и вернуться к Матери живым и невредимым.Парень остался верным долгу - не струсил, не спасовал, не спрятался, но он и не мечтал о подвигах, не грезил о рекордах. И в этом тоже зашифрована своя аллегория – победа не ради рекорда и славы, а во имя жизни и любви, ради тех, кто ждёт, надеется и верит! Именно ради этого стоит жить, любить, бороться и искать, найти и не сдаваться, в грохоте и ритме века оставаясь Человеком.

10-5(1)

Мы неоднократно подчёркивали, в Губернском театре не ищут лёгких путей – в каждом спектакле МГТ искусно завуалировано огромное количество смыслов, проецирующих на сцене глубинную природу личности, и вопросов, в той или иной степени волнующих каждого человека. В спектакле «Сердце матери» нет каких-либо степеней: он отзовётся в сердце каждого.

«Сердце матери» вызывает в душе зрителей  полярную гамму чувств и эмоций, которую каждый транспонирует на себя.

На премьере не только женщины, но и мужчины не могли сдержать слёз, и это очень хороший знак – индикатор того, что «Сердце матери» затронуло самые глубокие струнки души, заставив задуматься и размышлять о том, что действительно важно и нужно.

5-5(14)

Этот спектакль вполне можно назвать триумфом фундаментальных ценностей личности, которые должны жить в сознании каждого человека. И пусть всем нам будет ради чего и ради кого ЖИТЬ!

«...И лежат сыновние печали

 Белым снегом на висках у них.

 Если б матерей мы выбирали,

Все равно бы выбрали своих…»

Любите и цените своих Мам и дорожите каждой минутой, проведённой рядом с ними!

Ближайшие показы спектакля «Сердце матери» на Малой сцене Московского Губернского театра: 2 апреля и 12 мая.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Вид с моста
Драма
2 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
12+
Приключения Фандорина
Детектив по роману Б. Акунина
2 ч 50 мин, один антракт
Подробнее
6+
Кентервильское привидение
Мистическая комедия для детей и взрослых
1 ч 20 мин, без антракта
Подробнее
6+
Щелкунчик
По мотивам сказки Э. Гофмана
1 ч 5 мин, без антракта
Подробнее
12+
Нашла коса на камень
Комедия в двух действиях
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
Последние статьи
Пять пудов страстей
20 Февраля 2021
Виктория Пешкова Афишу Московского Губернского театра пополнила еще одна пьеса...
Счастливый случай Сергея Безрукова
19 Февраля 2021
От величайшего поэта до главаря преступной банды – каких только ролей нет за...
«Играя роль, ты живёшь персонажем»: Сергей Безруков об историческом кино, театре во время пандемии и сериале «Оптимисты»
15 Февраля 2021
Виктория Беликова В понедельник, 15 февраля, телеканал «Россия 1» начинает показ...
Мой герой. Антон Хабаров
02 Февраля 2021
Актёр театра и кино Антон Хабаров в очередном выпуске ток-шоу "Мой герой"...
Стриминговые сервисы и подработки: как российский шоу-бизнес выживает в пандемию
25 Января 2021
В РОССИИ КУЛЬТУРНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ПОСТЕПЕННО ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ПРИВЫЧНОЕ РУСЛО....
Кафе «Луч»: 27 поэтов, десяток песен и «шестидесятники»
30 Декабря 2020
Владимир Сабадаш Фото: Сергей Виноградов Накануне Главного праздника россиян –...
Сергей Безруков: «Мы готовы играть даже для 10 процентов зала»
29 Декабря 2020
Фото: Александр Мазнюк, Герман Жигунов Худрук Московского Губернского театра...
Антон Хабаров о Чехове, «Казанове», работе с Безруковым, критике и любимом кино
28 Декабря 2020
Почему пьесы Чехова универсальны, а конкуренция в театре необходима, как...
Премьера в театре Сергея Безрукова
26 Декабря 2020
В московском Губернском театре под руководством Сергея Безрукова состоялась...
В Московском театре поставили спектакль по поэзии «оттепели»
24 Декабря 2020
Московский губернский театр, которым руководит Сергей Безруков, в четверг покажет...
Московский губернский театр представит спектакль по поэзии «оттепели»
24 Декабря 2020
Автором сценария и режиссером постановки стала Ольга Матвеева, сообщила ТАСС пресс-атташе...
В Московском губернском театре поставили спектакль по поэзии периода "оттепели"
24 Декабря 2020
Автором сценария и режиссером постановки стала Ольга Матвеева МОСКВА, 24 декабря....
«Дядя Ваня»: фотограф от бога. Сергей Безруков переосмыслил пьесу Чехова
22 Декабря 2020
Вероника Словохотова В Московском губернском театре состоялась премьера...
Спектакль «Поэтическое кафе «Луч» покажут в Московском Губернском театре 24 декабря
21 Декабря 2020
РИАМО - 21 дек. Московский Губернский театр под руководством Сергея Безрукова 24 декабря...
СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ СЫГРАЛ ДЯДЮ ВАНЮ
19 Декабря 2020
Фото и текст: Валерия Новокрещенова «ТЕАТРАЛ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ФОТОРЕПОРТАЖ С ПРЕМЬЕРЫ...
Безруков поставил и сыграл чеховского «Дядю Ваню»
18 Декабря 2020
Иветта Невинная Фото: Герман Жигунов Новое прочтение пьесы в атмосфере живого...
Сергей Безруков рассказал о неразделенной любви
17 Декабря 2020
Елена Валеева В Московском Губернском театре - премьера спектакля «Дядя Ваня» , и...
Свободная рассад(к)а: Губернский театр представил «Дядю Ваню» в постановке Сергея Безрукова
16 Декабря 2020
Анастасия Федорова Фото: Павел Попов Московский Губернский театр (МГТ) второй...
Губернский театр вновь обратился к драматургии Чехова
11 Декабря 2020
Текст и фото: Евгений Чесноков После успеха спектакля «Вишневый сад» Сергей Безруков...
Московский Губернский театр представит премьеру спектакля «Дядя Ваня»
11 Декабря 2020
Новости культуры. Эфир от 11.12.2020 (15:00) Сегодня в Московском...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре