В Губернском театре поставили пьесу Карела Чапека
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

В Губернском театре поставили пьесу Карела Чапека

12 марта 2020
Александр Трегубов, "Московский Комсомолец"
Фото: Галина Фесенко

Война глазами матери

Кажется, любому здравомыслящему человеку понятно, что война – это плохо. Это про смерть, убийства, насилие. Оттого всякий раз дико и больно наблюдать, как огромное число людей не просто воспевают радость битвы, но и участвуют во взаимном истреблении. Главной жертвой такого безумия становятся матери. Их страдания и слезы, словно символ вселенской горечи женщины, чей сын, муж, возлюбленный лежат в безымянной могиле. Спектакль «Сердце матери» по мотивам пьесы Карела Чапека в Губернском театре призван напомнить о ценности человеческой жизни на фоне общей катастрофы.

3a991acb1f620127254b3b069563a5c2

Малый зал полон. На сцене стена из автоматов, стремянки, столик с шахматами, поодаль диван с лампой, в глубине вешалка, на которой висит шинель. Мирная и военная жизнь будто слились здесь воедино. Призрак отца семейства, чья смерть овеяна героическим флером, преследует его сыновей. Все они, кроме юного Тони, который не знал его, хотят походить на усопшего родителя. Всеми ими движет жажда подвига, жертвы во имя долга и чести. Тщету столь громких слов понимает только их мать, для которой нет ничего ужаснее потери детей. Противоречие между мужским и женским взглядом на мир становится центральной темой спектакля.
В постановке Анны Горушкиной постоянно присутствует лейтмотив смерти. Причем, если вначале она предстает в образе таинственной белокурой незнакомки, вспомним «белокурых бестий» Ницше, девушек из модных кабаре, то в финале сбрасывает свой парик, демонстрируя истинное жуткое лицо. Это происходит ровно в тот момент, когда призрак отца рассказывает своим уже погибшим сыновьям о собственной кончине от зверств туземцев. Выясняется, что тут нет ничего героического. Ровно так же, как в смерти его детей, будь то жертва во имя науки, прогресса или справедливости.

061c4c7169d812d548e38455c9667430

Какие бы идеалы ни существовали у человека, они не могут быть дороже жизни – это понимает мать, в блестящем исполнении Елены Дорониной. Однако в том и заключена трагедия, что к голосу матерей никто не прислушивается, а мужчины по-прежнему хотят воевать и обрекать друг друга на новые страдания. В основе такой философии лежит разобщенность людей, деление их на чёрных и белых, правых и виноватых. Начинаясь, как мальчишеская забава, шахматный поединок, отчаянные споры, она превращается в настоящую войну, в которой брат убивает брата.
 Таковы взаимоотношения между Петером (Андрей Исаенков) и Корнелем (Андрей Щеткин). Первый готов идти на баррикады, чтобы сражаться за равенство и братство, второй, напротив, с оружием в руках оборонять государство от «поганой черни», но в сущности оба движимы вирусом ненависти, в котором нет места любви, а значит, жизни. Между ними в прямом смысле стоит младший — Тони (Кирилл Новышев) — романтик, поэт, скоромный интеллигент, чуждый насилию. Он отчаянно пытается разобраться в чём же смысл подобной самовоспроизводящейся войны, но и его не минует сия чаша.

Вечная тема жизни и смерти приобретает в спектакле вполне конкретное звучание. Всякий раз Тони пытается настроить приемник на завораживающую французскую песню, воплощенную в прекрасной незнакомке, на самом же деле в смерти. В финале приемник сообщает только военные сводки, и попытка матери переключить или выключить его не удается. Мир, единожды вступив на преступную тропу, не может сойти с нее. Теперь уже расправляются с маленькими детьми, а смерть играет в шахматы, превращая людей в пешек, обреченных на выбывание. Отсюда кольцевая композиция постановки, объединенная семейной фотографией – матери, ее отца, мужа и сыновей. На ней они все вместе, вопреки войне.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
6+
Знакомьтесь: Московский Губернский театр
Экскурсия
1 час без антракта
Подробнее
16+
Казанова. Ars Vivendi
Комедия в 2-х актах
3 ч 20 мин, один антракт
Подробнее
16+
Дядя Ваня
Сцены деревенской жизни в двух действиях
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
12+
Поэтическое кафе «Луч»
Оттепель в стихах и мелодиях
2 ч 45 мин, один антракт
Подробнее
12+
Нашла коса на камень
Комедия в двух действиях
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
Последние статьи
«Фабричный» праздник театра
21 июня 2022
Сергей Безруков подвел итоги масштабного фестиваля, завершившегося в Москве ...
Сергей Безруков сыграл дядю Ваню на сцене челябинского театра
09 июня 2022
В понедельник, 6 июня, в Челябинском театре оперы и балета состоялся спектакль «Дядя...
Сергей Безруков представил свой спектакль
09 июня 2022
Чехов зазвучал по-новому. На челябинской сцене Сергей Безруков представил свой спектакль...
«ДЯДЯ ВАНЯ» МОСКОВСКОГО ГУБЕРНСКОГО ТЕАТРА – В ЕКАТЕРИНБУРГЕ
08 июня 2022
В постановка исполнитель главной роли Сергей Безруков раскрывается ещё и как режиссёр и...
Сергей Безруков сыграл Дядю Ваню в Челябинске
07 июня 2022
На сцене челябинского театра оперы и балета 6 июня прошел спектакль «Дядя Ваня»...
Харбин, Стамбул и Париж на сцене Губернского
02 июня 2022
Русскую поэзию показали с «Чужих берегов» В эти дни в Московском губернском театре...
Сергей Безруков: нет ничего востребованнее в театре, чем жизнь человеческого духа
01 июня 2022
В начале июня стартует Летний фестиваль губернских театров "Фабрика Станиславского",...
«Гори, сияй, моя звезда!»: Московский Губернский театр представил премьеру поэтического спектакля «Чужие берега»
31 мая 2022
Московский Губернский театр продолжает радовать публику многогранными спектаклями в...
Премьера поэтического спектакля «Чужие берега»
31 мая 2022
Московский Губернский театр представил очередную премьеру - художественный руководитель...
В Губернском театре представили поэтический спектакль об эмигрантах «Чужие берега»
30 мая 2022
Отбывающие пассажиры и провожающие, которые так и не решились покинуть родину после...
Премьера поэтического спектакля «Чужие берега»
30 мая 2022
Московский Губернский театр представил очередную премьеру - художественный руководитель...
«ЧУЖИЕ БЕРЕГА» — ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ МОСКОВСКОГО ГУБЕРНСКОГО ТЕАТРА (12+)
29 мая 2022
Спектакль «Чужие берега» продолжает поэтический цикл Московского Губернского театра,...
Премьера спектакля «Чужие берега» состоялась в Московском Губернском театре
29 мая 2022
Новая постановка обращает зрителя к истории ХХ века и богатейшему наследию русской...
"Чужие берега, полные слез": в Московском Губернском театре прошла премьера поэтического спектакля
29 мая 2022
Московский Губернский театр представил премьеру поэтического спектакля "Чужие берега"....
Московский губернский театр поставил поэтический спектакль "Чужие берега"
29 мая 2022
В 1933-ем году произошло событие исключительное, Нобелевскую премию по литературе...
Премьера поэтического спектакля «Чужие берега»
28 мая 2022
Спектакль «Чужие берега» продолжает поэтический цикл Московского Губернского...
Премьера спектакля «Чужие берега» состоялась в Губернском театре
28 мая 2022
В Московском Губернском театре состоялась премьера поэтического спектакля «Чужие берега»,...
Губернский театр представит премьеру поэтического спектакля "Чужие берега"
28 мая 2022
МОСКВА, 28 мая. /ТАСС/. В Московском Губернском театре в субботу состоится премьера...
Безруков рассказал подробности режиссерской постановки спектакля «Чужие берега»
27 мая 2022
РИАМО - 27 мая. Второго июня open-air версия спектакля «Чужие берега. Противостояние»...
В Губернском театре состоялась премьера спектакля «Чужие берега»
27 мая 2022
РИАМО - 27 мая. Премьера поэтического спектакля «Чужие берега» прошла в Московском...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре