Урзова Екатерина
19 июн 2024
"Серебряное зеркало" - один из "поэтических" спектаклей МГТ. Он ослепительно красив (художник А. Климов и этим все сказано) и отлично поставлен (режиссер О. Матвеева). И, тем не менее, он несколько отличается по форме и по духу от "Чужих берегов" (поэзия русской эмиграции) и от "Поэтического кафе "Луч" (поэзия 1950-1960-х).
Во-первых, идет "Серебряное зеркало" в фойе театра. Не спешите говорить, что за спинами впереди сидящих зрителей ничего не видно. Видно, я сидела в третьем ряду. Стулья поставлены в шахматном порядке, действие происходит на небольшой эстраде, так что эти страхи не оправданы. Зрители как будто находятся в кабаре начала XX века: небольшой оркестр, исполняющий мелодии тех лет, афиши на стенах. И особо удачливым даже конфеты перепали.
Во-вторых (и это касается формы, да), в основу спектакля легла женская поэзия. Только музыкальное сопровождение чуть-чуть "мужское". Романсы Вертинского и Инбер исполняет А. Ф. Ивах и она потрясающе выглядит во фраке (ну, и еще она отличная певица, вкладывающая душу в песни). Но в основном звучат строки Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Нины Берберовой, Аделаиды Герцык, Зинаиды Гиппиус, Надежды Тэффи, Веры Инбер и пр. Каждое стихотворение - это как бы отдельный номер, каждое - исключительно органично поставлено (турецкий танец - вообще огонь, а Анастасия Теплинская - красавица). Но где-то на середине второго акта я себя поймала на мысли, что понимаю, почему случилась революция. Потому что если целое сословие (дворянство) и социальная прослойка (интеллигенция) озабочена только шелками и вуалями, леопардовой шкурой на ложе и серым котиком, когда в стране война и куча проблем, то гнать их надо взашей. Я знаю, что выборка получилась не репрезентативная, ибо это только женская поэзия. Но в мужской лирике того времени "Ананасы в шампанском" Северянина уравновешивались "Каменщиком в фартуке белом" Брюсова. А тут - одни ананасы. Самое социально значимое стихотворение в этой подборке было, пожалуй, цветаевское «Девочка в красном и девочка в синем».
И тут, прямо в ответ на мои мысли, на сцену выпорхнула Анна Цанг в белой тунике с красным палантином (намек на Айседору, да). И тональность изменилась, зазвучало горькое "Я не знаю, зачем и кому это нужно", зазвучали стихи о сломе мира. Но о сломе, а не о его предпосылках. То есть, если у О. Матвеевой главная задача была показать зрителям, почему (правящий класс откровенно зажрался) в начале века в России было аж три революции, она ее блистательно выполнила. Если нет, то "Серебряное зеркало" - это исключительно красивый спектакль, в котором режиссура, актерская игра, танцы, песни, костюмы - все органично и прекрасно. Но, моя реакция на этот спектакль была немного не той, что ожидал режиссер.
Резюме: Спектакль искренне рекомендую (как и другие два из цикла): женщины будут наслаждаться манерными стихами, мужчины - любоваться красивыми женщинами на сцене.