Чем удивит история любви снайпера Марютки и белого офицера на сцене Губернского театра
Министерство Культуры Московской Области
пушкинская карта

Касса: +7(939) 846-50-03+7(495) 378-65-75

ПН-ВС 11:00-20:00 без перерыва и выходных НЕ РАБОТАЕТ с 1 по 31 июля

Пресса
Московского
губернского
театра

Чем удивит история любви снайпера Марютки и белого офицера на сцене Губернского театра

01 апреля 2023
Инга Бугулова, Российская газета
Удивительная премьера появилась в афише Московского Губернского театра - спектакль "Сорок первый" в постановке Ивана Пачина. В его основе - одноименная повесть Бориса Лавренева, написанная прозаиком в 1924 году всего за два дня.

История о любви, вспыхнувшей между двумя непримиримыми врагами - красноармейкой и белым офицером, звучит невероятно остро и близко к нам сегодняшним, а театральный язык действа - притчевый, немного наивный - заставляет увидеть за каждой "позицией" в первую очередь человека.

Иван Пачин хорошо знаком самому взыскательному зрителю - он ставит спектакли для детей и подростков. В его творческой биографии значатся постановки по всей стране: от Севастопольского и Хабаровского театров юного зрителя до Красноярского театра кукол, занимал он и пост главного режиссера в Тверском ТЮЗе, а еще - четырежды становился лауреатом Большого Детского фестиваля, ежегодно проводимого Губернским театром смотра лучших детских спектаклей.

Собственно, поработать на этой сцене режиссеру предложил худрук Сергей Безруков - знакомство произошло в Севастополе, как раз в Театре Морского флота имени Бориса Лавренева. Так и случился "Сорок первый" - дебют Ивана Пачина в режиссуре для взрослого зрителя.

Повесть Бориса Лавренева не о войне, как может показаться на первый взгляд. Точнее, о войне - но не о Великой Отечественной, а о Гражданской (в театре долго спорили, оставлять ли оригинальное название, и все же оставили). Бывшая астраханская рыбачка, а теперь революционный снайпер Марютка (Ирина Токмакова) бьет точно в цель и ведет счет убитых ею врагов. Сорок первым в ее списке должен был стать поручик белой армии Говоруха-Отрок (Антон Соколов), "но то ли от холода, то ли от волнения промахнулась Марютка…" Отряд красноармейцев во главе с комиссаром Евсюковым (Сергей Медведев) выведывает, что пленник владеет важной информацией - решено сохранить ему жизнь, но доставить к командованию. Так и начинается путешествие героев - вокруг пески Средней Азии и ни воды, ни съестных припасов.

Всю эту историю постановочная команда разыгрывает максимально просто, но при этом изобретательно и эффектно: караваны верблюдов с тюками - это деревянные фигурки, огромные тени от которых бродят по пространству сцены; смертельные выстрелы - вырывающиеся вдруг из одежды и трепещущие кусочки красной ткани; море, до которого, наконец, удалось добраться - волны синего бархата; а лодка складывается из сдвинутых углом лавочек.

Декорации рождаются прямо у нас на глазах, но этот прием лишен какого-либо ощущения "скорой руки" - наоборот, видно, насколько точно придумана и продумана каждая деталь. И что еще более удивительно - усомниться в происходящем даже не приходит в голову, всему веришь. Иногда кажется, что смотришь вестерн. Иногда напоминают о себе "Неуловимые мстители". А иногда - будто попал в мультфильм.

Поработать на сцене Губернского театра Ивану Пачину предложил худрук Сергей Безруков

При этом спектакль о классовых врагах напрочь лишен ненависти и злобы - есть только непонимание. Но и это потом, а сначала, когда Марютка и Говоруха-Отрок из-за шторма попадают на необитаемый остров, между ними рождается любовь. Мир с его красными и белыми, правыми и левыми исчезает, остается в какой-то другой жизни - а перед нами просто два человека с их желанием быть счастливыми, любить, заботиться. Просто жить.

- За каждым из персонажей в этой истории стоит очень четкая система координат, - рассказывает Иван Пачин. - Мы любим и Говоруху-Отрока за то, что он отказывается участвовать в бойне, и мы верим Марютке, которая хочет продолжать служить тем идеалам, в которые верит. Каждый из них отстаивает свою правду, но если между этими людьми есть любовь, значит, на каком-то уровне они могут услышать и понять друг друга. Это очевидно, и мы сегодня тоже сталкиваемся с этим в жизни.

Режиссер уверен - любое высказывание на злободневную тему может быть сделано только нежно и с любовью: "Этой нежности очень много в тексте Лавренева, главное для нас - суметь ее сохранить. Мы не выступаем с лозунгами, мы говорим о мире чувственном. И не боимся себе задавать вопрос: а почему Марютка так поступила в финале?"

А в финале прозвучит еще один выстрел - только в этот раз Марютка не позволит себе промахнуться. Могла бы она отпустить поручика, за которым приплыли белые?

- В русской литературе - пожалуй, нет. Мы так устроены, нам нужен этот удар, чтобы мы очнулись, сидя в зрительном зале. Это наша национальная идея, наша особенность, - ощутить страдание и боль другого человека и разделить ее. Для нас это важно, поэтому мы ищем эту боль на сцене, поэтому и театр у нас так популярен, - подытоживает режиссер.

Сергей Безруков, художественный руководитель Московского Губернского театра:

- Иван Пачин - один из тех режиссеров, с которыми наш театр хотел поработать давно. Это очень интересный режиссер, со своим особым видением мира, с особым режиссерским почерком. Его постановки при кажущейся простоте трогают до глубины души, причем зрителей любого возраста. Поэтому я очень рад, что наша совместная работа состоялась, для актеров Губернского театра работа с Иваном Пачиным стала очень необычным и важным опытом. Мы предложили Ивану поработать над повестью Бориса Лавренева "Сорок первый" - это потрясающий литературный материал, который звучит сегодня очень актуально.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Капитанская дочка
Драма
3 часа с антрактом
Подробнее
16+
Скамейка
Лирическая комедия
1 ч 30 мин, без антракта
Подробнее
6+
Алиса в Стране чудес
Сказка
2 часа, один антракт
Подробнее
6+
Астрид Линдгрен. Малыш и Карлсон
Приключения
1 час 20 мин
Подробнее
16+
Хулиган. Исповедь
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа, без антракта
Подробнее
Последние статьи
Московский Губернский театр представит четыре премьеры в новом сезоне
28 июня 2024
художественный руководитель МГТ Сергей Безруков и директор учреждения Лариса Вильясте...
«Я у своих артистов хлеб не отнимаю»
20 июня 2024
Сергей Безруков — о натуралисте Станиславском и федеральном размахе Губернского театра ...
Театр Сергея Безрукова стал федеральным наравне с МХАТом или Малым Театром
14 июня 2024
13 июня Московский Губернский театр получил более высокий статус Распоряжение о переходе...
Безруков: федеральный статус позволит Губернскому театру реализовать новые проекты
14 июня 2024
Художественный руководитель театра отметил, что за 10 лет в МГТ сформировался...
Возглавляемый Безруковым театр получил статус федерального
13 июня 2024
Министерство культуры России сообщило, что Московский Губернский драмтеатр (МГТ) стал...
Московский губернский театр получил статус федерального
13 июня 2024
Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова отметила, что у МГТ в планах...
Пусть не говорят, пусть читают. Сергей Безруков — о «Капитанской дочке» и загадках в судьбе Пушкина. Выпуск от 03.06.2024
03 июня 2024
В гостях у Дмитрия Бака – народный артист России Сергей Безруков. В год юбилея Александра...
«Ближе к солнцу!» - ведущие актёры Московского Губернского театра, Вера Шпак и Антон Соколов, погрузились в атмосферу спектакля «Безымянная звезда» в Московском планетарии
01 июня 2024
Московский Губернский театр вместе с исполнителями главных ролей в спектакле «Безымянная...
В России отмечают 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
05 мая 2024
Все его книги – непростая история собственной жизни. Детство без родителей,...
Актриса Карина Андоленко: «Придя в Губернский, я нашла свой театр»
18 апреля 2024
Карина Андоленко знакома телезрителям по сериалам «Королева красоты», «Доктор Анна»,...
Первая инклюзивная премьера в Губернском театре
05 апреля 2024
В Московском Губернском театре готовят премьеру спектакля "Голубое и зеленое"...
Актриса Юлия Пилипович: В ГИТИСЕ нас учили быть свободными и не бояться При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
03 апреля 2024
Юлия Пилипович окончила РАМ им. Гнесиных, затем ГИТИС. Служит в Московском Губернском...
В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ ПРОЙДЕТ ВЕЧЕР К 100-ЛЕТИЮ ОКУДЖАВЫ
02 апреля 2024
В Губернском театре состоится литературная гостиная к 100-летнему юбилею Булата Окуджавы....
Московский Губернский театр представит спектакль «Капитанская дочка» к 225-летию Пушкина
14 марта 2024
Работа над постановкой спектакля «Капитанская дочка» началась в Московском Губернском...
Новый спектакль «Капитанская дочка» готовят ко Дню рождения А.С. Пушкина
14 марта 2024
К 225-летию А.С. Пушкина Московский Губернский театр готовит спектакль «Капитанская...
Московский Губернский театр покажет спектакль «Капитанская дочка» к 225‑летию Пушкина
14 марта 2024
РИАМО - 14 мар. Московский Губернский театр приступил к работе над постановкой спектакля...
Безруков приступил к работе над "Капитанской дочкой" в Губернском театре
13 марта 2024
Как сообщили в пресс-службе театра, режиссер использует в спектакле не только текст...
Актриса Валерия Минина: Как и в первобытной стае, в нашем обществе есть чёткая иерархия
13 марта 2024
Валерия Минина родилась в Брянской области. Окончила ВГИК, мастерскую знаменитого актёра...
Сергей Безруков начал работать над «Капитанской дочкой» в Губернском театре
13 марта 2024
Московский Губернский театр под художественным руководством Сергея Безрукова начал...
Московский Губернский театр репетирует «Капитанскую дочку»
13 марта 2024
Премьера спектакля состоится 12, 13 сентября Московский Губернский театр начал...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре