О МУЖСКОМ БЛАГОРОДСТВЕ И ЖЕНСКОЙ МЕСТИ: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

О МУЖСКОМ БЛАГОРОДСТВЕ И ЖЕНСКОЙ МЕСТИ

11 декабря 2017
Ольга Егошина, Журнал "Театрал"
СЮЖЕТНЫЙ ТЕАТР ВОЗВРАЩАЕТСЯ НА СТОЛИЧНЫЕ ПОДМОСТКИ
 
Иногда кажется, что театральный бог специально следит за измышлениями теоретиков, чтобы с садистическим наслаждением их немедленно опровергнуть. За последние десять лет столько писали о том, что в эпоху клипового сознания длинные спектакли обречены. Ага. В быт вошли спектакли-монстры (куда там древним грекам). Писали, что исчерпал себя театр слова. И тут же нас накрыла волна «радио-спектаклей», где актеры честно доносят текст, и этим ограничиваются. Сколько клавиш на клавиатуре было стерто ненавистниками «сюжетного театра», а курилка жив, здравствует и процветает. Ярким свидетельством тому стали недавние московские премьеры. Юрий Еремин в Театре им. Моссовета обратился к «Идиоту» Ф.М.Достоевского. Сергей Безруков в Губернском театре поставил «Вишневый сад» Чехова. 
 
Юрий Еремин впервые обратился к «Идиоту» 33 года назад. И в истории театра остался монументальный спектакль-фреска о человеческих страстях, великолепные актерские работы Олега Меньшикова-Гани Иволгина и Андрея Ташкова-князя Мышкина (в спектакле Театра Армии были заняты два состава, оба актера играли – в молодежном). Потом свою инсценировку режиссер ставил в Таллинне. А вот теперь – на сцене Моссовета, где он выступает автором текста, постановщиком и сценографом, задействуя в спектакле два актерских состава.
Серые занавесы то выгораживают для действующих лиц узкую полоску авансцены, то распахиваются ввысь и в глубину, откуда летят клубы дыма и куда в финале уйдет Мышкин-Дмитрий Пададаев.
 
Если бы Юрий Еремин увлекался модными переименованиями, то «Идиот» в этой трактовке непременно носил бы супермодное – #Meetoo. Поскольку главным в спектакле становится история детской травмы изнасилованной девочки, которая не может простить и забыть, и мстит мужской половине человечества.
В прологе Настасья Филипповна рассказывает душераздирающую повесть оскорбленного подростка, покушавшегося на самоубийство, а вот сейчас решившего сквитаться не только с обидчиками, но со всем миром.
 
Жанр постановки правильнее всего определить как моралите. Режиссера интересовали не многогранные характеры Достоевского, но именно люди-знаки, люди-маски. Фердыщенко-Евгений Ратьков щеголяет казацким чубом и хохляцким говором. Рогожин-Захар Комлев – идеальный купец первых постановок пьес Островского: русская рубаха, расстегнутая шуба в пол, борода лопатой. Тихий аутист Мышкин-Дмитрий Пададаев смотрит глазами затравленного ребенка, странно ломает строй речи, и легко падает от любого толчка. Наконец, сама Настасья Филипповна-Екатерина Гусева декорирована всеми атрибутами инфернальной женщины: глубоким декольте, высокими разрезами и заливистым смехом.
Как положено в моралите – важны не действующие лица, но само действие с ярко выраженным назидательным и очистительным компонентом. Женщина-русалка дразнит, провоцирует, бьет наотмашь, пытаясь вызвать на ответную агрессию каждого встречного.
 
Огонь в камине, куда она швыряет 100 тысяч с предложением Гане вытащить пачку голыми руками, - пышет адскими всполохами, и клубы дыма ползут на зал… Как часто бывает, в угаре мести страдают не столько реальные виновники (Тоцкий и у Достоевского, и у Еремина отделывается легким испугом и расторгнутой помолвкой с девицей Епанчиной), сколько попавшие в водоворот неокрепшие души. В финале сцена пустеет, ползут клубы дыма. А кусок небесного свода оказывается недостижимо-далеко…
 
Если Юрий Еремин, обратившись к «Идиоту», рассказал историю о мести оскорбленной женщины, то Сергей Безруков вычитал в «Вишневом саде» сюжет о благородстве мужской любви.
 
Главным героем его постановки стал Лопахин-Антон Хабаров. У этого потомка крепостных, который сам себя аттестует мужиком и хамом, - не только пальцы нежные, но и душа, каких больше не делают. Когда-то очень давно, мальчишкой, влюбился в местную худенькую и юную хозяйку. И вот годы прошли. Хозяйка набрала веса и сильно пообтрепалась, но любовь, помноженная на жалость, - она только сильнее язвит сердце. Постановщик Сергей Безруков точно предлагает актеру подсказку: этому Лопахину куда проще разговаривать со шляпой Раневской, чем с ней вживе.
 
История гибели вишневого сада сплетена с историей мучительного разочарования в любви. Его богиня его не видит, не слышит, ничего не понимает, ничем не отличается от остальных обитателей вишневого сада.
 
Под его белыми цветами, осыпающимися метелью на зеленый травяной ковер, - резвятся жестокие дети, не ведающие ни жалости, ни любви. Пара Яша – Дуняша, Петя – Аня утопают в чувственном угаре. Шарлотта отчаянно кокетничает с Епиходовым. Сама Раневская-Катерина Андоленко на последнем балу охотно и недвусмысленно принимает рискованные ласки Яши. И вернувшийся с торгов Лопахин вначале гоняет своего ничтожного соперника по саду, а только потом признается: «Я купил!»
 
Во влюбленном рыцаре вдруг проглядывает мститель Монте-Кристо. И придуманный режиссером неожиданный финт последнего действия, когда Лопахин тайком бросает в шляпную коробку уезжающей в Париж Раневской пачки денег, - вдруг заставляет вспомнить мстительный жест Настасьи Филипповны, которая швыряла, ну, очень похожую пачку в камин…Мужское благородство не слишком разнится в своих проявлениях от женской мести миру…В финале спектакля, придуманного Сергее Безруковым, деревья, как и любовь героя, - не вырубаются, - а выкорчевываются, вырываются с корнями, а потом висят над сценой мрачным напоминанием об обманувшей красоте, об обманувшей мечте, об обманувшей жизни.
 
Предельно разные истории женской мести и мужской любви смыкаются в своей главной мысли: не надо ворошить прошлое. Вызванные призраки – неважно любви или мести, - успешно разрушат и твою жизнь, и все вокруг…
 
Материал на сайте издания

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Дон Жуан. Новый миф
Трагикомедия
2 часа
Подробнее
16+
Бесконечный апрель
Драма
1 час 15 минут
Подробнее
12+
Поэтическое кафе «Луч»
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа 45 минут с антрактом
Подробнее
6+
Путешествие Мармелана
Музыкальная сказка
1 час 10 минут
Подробнее
16+
Свадьба Кречинского
Комедия
3 часа 30 минут, антракт
Подробнее
Последние статьи
Новый миф о Дон Жуане представили в Московском Губернском театре
18 марта 2025
В праздничные дни марта в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Дон...
Кто обнимет небо: премьера «Дон Жуан. Новый миф» прошла в Московском Губернском театре
17 марта 2025
Премьера «Дон Жуан. Новый миф» по пьесе Жана-Батиста Мольера состоялась на сцене...
Антон Хабаров: «Мне точно уже не интересно просто играть красавчика»
14 марта 2025
В дни, когда страна отмечала женский праздник, Московский Губернский театр порадовал...
«Дон Жуан»: Новый миф родился в Губернском театре
14 марта 2025
Острохарактерные герои, резкая смена тональности и раскрытие идей Мольера. 8 марта в...
СОБЛАЗНИТЬ СМЕРТЬ И ОБРЕСТИ ПОКОЙ
13 марта 2025
ПРЕМЬЕРА «ДОН ЖУАН. НОВЫЙ МИФ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ 8 марта Губернский театр...
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре (16+)
12 марта 2025
«Мы показали две энергии – грешного, заблудшего и несчастного персонажа, и доброго,...
Бросая вызов морали и небесам
12 марта 2025
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» Московский Губернский театр представил...
Рецензия на спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025) в Губернском театре: как обнять небо
12 марта 2025
8 марта 2025 года на сцене Губернского театра в Москве состоялась премьера...
Небо в алмазах
11 марта 2025
На сцене Московского Губернского театра премьера – спектакль "Дон Жуан. Новый миф" по...
Танцы со смертью: Антон Хабаров сыграл Дон Жуана в комедии Мольера
11 марта 2025
Главную роль в постановке по комедии Мольера «Дон Жуан» режиссер Максим Меламедов...
АНТОН ХАБАРОВ: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»
10 марта 2025
— Я тут подумал: если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь....
«Дон Жуан. Новый миф» Губернского театра
10 марта 2025
В праздничные дни москвичей ждала премьера Губернского театра «Дон Жуан. Новый миф»....
Антон Хабаров заделался "Дон Жуаном"
10 марта 2025
Премьера спектакля о знаменитом ловеласе прошла в Московском Губернском театре 8 марта. ...
"Интервью": Антон Хабаров – о том, почему выбирает друзей по недостаткам
10 марта 2025
Как о людях отзывается актер Антон Хабаров? Почему друзей выбирает по...
В Губернском театре показали необычного "Дон Жуана" с Антоном Хабаровым
09 марта 2025
МОСКВА, 9 мар – РИА Новости. В Губернском театре 8 марта состоялась премьера трагикомедии...
Губернский театр представил новую интерпретацию "Дон Жуана"
08 марта 2025
Образ Дон Жуана – один из самых загадочных и противоречивых в мировой культуре. От...
Московский Губернский театр представил новую версию «Дон Жуана»
08 марта 2025
Великий сердцеед и обольститель всех времен. «Дон Жуан. Новый миф» — премьера на...
В МГТ состоится премьера спектакля "Дон Жуан. Новый миф"
08 марта 2025
Показы пройдут 8 и 9 марта МОСКВА, 8 марта. /ТАСС/. Московский Губернский театр (МГТ)...
«Дон Жуан. Новый миф». Премьера в Московском Губернском театре. Доброе утро. Суббота. Фрагмент выпуска от 08.03.2025
08 марта 2025
На афишах Московского Губернского театра новые для него имена: в репертуар вошел...
Московский Губернский театр представляет премьеру спектакля «Дон Жуан. Новый миф»
08 марта 2025
Великий соблазнитель и история о вечном противостоянии добра и зла. «Дон Жуан....
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре