ОСТРОВСКИЙ КАК СИМВОЛ, ВИНА КАК ТРАВМА: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

ОСТРОВСКИЙ КАК СИМВОЛ, ВИНА КАК ТРАВМА

15 ноября 2024
НИНА ДЫМЧЕНКО, Театрал
История пьесы «Без вины виноватые» на столичной сцене достаточно богата. Припоминаются и образцовые академичные постановки Островского в Малом Театре и в «Сфере» (режиссер Александр Коршунов), и особенно — опыт «осовременивания» «русского Шекспира» в Театре Камбуровой, где режиссер Денис Сорокотягин переносит героев «Без вины виноватые» в лихие девяностые и «телеграммно-психологические» двадцатые. Не только спектакли, но и пронзительная двухсерийная драма, снятая Глебом Панфиловым, в которой Муров (Олег Янковский) и Дудкин (Альбер Филозов) становятся апологетами патриархального и мещанского зла, идущими против простых и понятных законов жизни.

В Московском Губернском Театре пьесу «Без вины виноватые» — четвертый спектакль по Островскому в репертуаре — поставила Вероника Вигг. Режиссер училась в Лондоне, — подчеркнет на пресс-подходе художественный руководитель МГТ Сергей Безруков. На просторах Великобритании — родина Шекспира и его театра, своя театральная школа — и своя стилистика подходов к классическому тексту. Вероника Вигг синтезирует британские опыты и русские подходы — и предлагает зрителям погрузиться в весьма символичный и острый театральный мир, который по своей природе несправедлив, но затейливыми усилиями своих обитателей тяготеет к приукрашенной в красоте справедливости.

Для постановки режиссер выбрала «театральную» пьесу Островского, персонажи которой сами являются актерами — и служат в провинциальном театре. Жанр спектакля обозначили как «мелодрама из актерской жизни».

ФОТО: ЕЛЕНА МИХАЙЛОВА

Пространство спектакля лишено конкретных примет времени — это не современность, но и не эпоха Островского. За сценографию отвечает Николай Слободяник — режиссер Вероника Вигг рассказывает, что при создании декораций вдохновлялись Караваджо. В постановке МГТ на первый план выходит театральная сцена. В начале спектакля уменьшенную копию планшета медленно поднимают вверх, превращая место действия то ли в подвал, то ли в подпольный репзал, то ли в метафорическую «гримерную», в которой Елена Кручинина и остальные герои набирают наблюдений из жизни для создания трагических ролей. Стены этого помещения, погруженного в тень и полутьму, обиты красным бархатом, поглощающим свет.

По периметру — обманные зеркала в металлических рамах и бокалы вина. Да, из бокалов будут пить — пить много и яростно, у всех на виду, потому что актерами быть совсем непросто, а быть актерами из «Без вины виноватые» в обстоятельствах, прописанных Островским — к тому же еще и больно.

Сюжет Островского — неизменен, но его драматическая структура в спектакле подвергается переосмыслению — и об этом нам дают понять с первых сцен.

Постановочную команду интересуют «шекспировские» страсти, на которые текст пьесы богат: это и страдания Елены Ивановны (Ирина Безрукова), которая будто бы сходит с ума от интуитивных предчувствий, и обличительные монологи Незнамова (Дмитрий Воркунов), который рассказывает о своем мироощущении так, что между отчаянными репликами читается гневная потерянность — следствие неполученного ответа на незаданный вопрос «а почему в со мною сложилось так?».

О тех моментах, которые приводят героев к сильнейшим эмоциональным переживаниям, нам на сцене не рассказывают, а концентрируются на их последствиях. Прошлое Любови Отрадиной — ее отношения с Муровым, зловещий образ Таисы Ильинишны Шелавиной, которая «ныне покойна», предательство Архиповны — здесь прячут промеж отрывочных воспоминаний. Саморефлексию героини показывают в формате кастинга, в котором роль молодой Отрадиной «делят» между двумя молодыми «актрисами» (Диана Егорова и Анастасия Борисова). Первая задается все теми же болезненными вопросами «почему?», а вторая — играет в любовь с омоложенным «Муровым» — тоже всего лишь «актером на роль» — и именно с этого «кастинга» начинается спектакль.

ФОТО: ЕЛЕНА МИХАЙЛОВА

Любовь Ивановна Отрадина, потеряв сына и расставшись со своим возлюбленным — Григорием Муровым, — уходит в актрисы и становится Еленой Ивановной Кручининой. Осмысляя с помощью сцены случившиеся предательства и потери, она добивается на подмостках оглушительного успеха — и, наконец, возвращается в родной город, чтобы найти, как ей кажется, выжившего сына.

Ирина Безрукова играет в спектакле роль Елены Кручининой. Режиссер сравнивает прошлое героини с неподъемным «чемоданом горя», который ей приходится ворошить даже помимо своей воли — самокопания просит сцена, а прожитые когда-то эмоции необходимы для создания ролей. Эта Кручинина действительно может исполнять только трагическое — потому что, по словам режиссера, «только трагическое с ней всё время и живёт». Елена Ивановна существует буквально на грани нервного срыва — ее речи колкие и ершистые, словами Островского она не убеждает других героев в своей доброте, а вежливо осаждает их амбиции, будто бы говоря: «на эту территорию не заходите, мне больно», «эту тему при мне не поднимайте, и я сейчас объясню почему».

Позиция сильного — не позиция доброго, а для Кручининой — по крайней мере в начале спектакля — ее сила оказывается важнее доброты. В сценах знакомства с Незнамовым и Шмагой женщина беспристрастно сдерживает направленные на нее словесные удары — она не берется «спасать» бедовых, а лишь предлагает им свою помощь. От провинциального театра Кручинина существует отдельно. Будучи заезжей звездой, она ставит себя не выше остальных — но рядом с ними. Такая форма одиночества в толпе, когда герой вроде бы не один — но довериться полностью некому. Кручинина, даже будучи весьма откровенной на сцене и за ее пределами, сохраняет это чувство.

Целостный образ прошлого разваливается прямо на глазах, превращаясь из воспоминаний — в элементы театральной сцены. Гротескный подлец Муров (Евгений Гомоной), который в своих словах и действиях даже в настоящем совсем не видит человеческих границ, поддельная Архиповна (за нее — Женщина Театра — Юлия Романович), поиски сына, превращаемые в бесконечное мучение... От всего она буквально «уходит» в сторону сцены: туда, где прослушивания, репетиции, роли. Возможно, театр действительно придает ей сил — по крайней мере, в спектакле эта идея преподносится удивительным образом. Несмотря на внешнюю уверенность в себе, которая проявляется во взаимодействии с партнерами по сцене, перед зрителями героиня оказывается беззащитной: то берет в руки микрофон и начинает комментировать свои действия, то раз за разом на глазах зала «заваливает» на репетиции важную сцену — сцену, в которой Островский-драматург «прописывает» ей обретение сына. Тут кажется, что героиня от накала внутренних переживаний вполне может лишиться рассудка: но актриса берет в руки микрофон и обращается к зрителям: «извините, я не знаю, как сыграть сумасшествие».

У нее есть свой «фантомный», выдуманный «театральный» ребенок — маленький мальчик (Лев Череванов), который пройдет через весь спектакль: напоминание о том, что в «игре судьбы», прописанной Островским, был хотя бы один ни в чем неповинный заложник.

Повзрослевший Незнамов (Дмитрий Воркунов) — со своей отчаянной тягой к справедливости — на роль счастливо обретенного ребенка не тянет. Он не маленький, а молодой — отчаянно отстаивает свои принципы, борется за свою правду — но почему-то так немного по-детски просит у мира хотя бы каплю, хотя бы частицу любви. Он и действует, как бунтующий подросток — но вот только те обстоятельства, в которых он находится, не по-детски жестоки — и исполнитель роли Незнамова это учитывает. Маленькое человеческое желание любви скрывается внутри всех рассуждений о несправедливости мира и обиде — прежде всего, на родителей. Правдоруб, мыслящий теми же категориями, но не просящий от мира никакой ласки — Шмага (Алексей Веретин). В спектакле МГТ этот актерский дуэт существует наравне: обитателей провинциального театра они «кошмарят» вдвоем, словно анархисты, которые, кажется, испугаются сами, если с ними произойдет хотя бы что-то хорошее.

Миловзоров (Евгений Сыркин), как актер, существующий в амплуа героя-любовника, в нем остается и за кулисами (то есть, на сцене). Манкая Нина Павловна (Ирина Токмчаева) — коварная, похожая на изворотливую змею или Медузу-Горгону, в первом акте будто бы становится частью хтонической и губительной для этого хрупкого театрального мира силы — но ближе к финалу Коринкина со своими мелкими затеями значительно снижает градус пафоса. Дуэт злодеев-интриганов, настроенных на эмоционально-острое по своей природе, совершает подлости ради развлечения, которое для них приравнивается к творческому вдохновению.

Ритм постановки во многом определяют не только яркие актерские работы, но страстные, густые по настроению музыкальные интермедии — кажется, будто бы все действие им созвучно. Композитор Юлия Колченская предлагает использовать европейскую академическую классику, чтобы усиливать общее напряжение.

Финал спектаклю «прописывают» театральный. Сцена приема и разговор матери с сыном. Для завершающих диалогов мини-копию сцены постепенно опустят вниз, и театральность придуманного режиссером мира словно замкнется в квадрат, предлагая зрителю не критически осмыслить увиденное, а просто поверить в чудо.

Без этой искренней веры финал может показаться сказкой, написанной только для того, чтобы «закольцевать» классическую драму Островского: такое невероятное обретение друг друга действительно кажется несколько условным, если не сказать — фантастическим. Актеры МГТ делают все возможное, чтобы в финале им поверили — но «чемоданы горя» их герои забирают с собой даже в счастливое будущее.
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Нашла коса на камень
Комедия
3 часа 30 минут, антракт
Подробнее
12+
Голубое и зеленое
Лирическая комедия-хор
1 час 15 минут
Подробнее
16+
Веселый солдат
Драма
2 часа
Подробнее
16+
Свадьба Кречинского
Комедия
3 часа 30 минут, антракт
Подробнее
12+
Колыбельная для одуванчика
Музыкальный спектакль
1 час 30 минут
Подробнее
Последние статьи
Театральная среда Вадима Верника Крупным планом. Гости: Олег Савостюк и Александра Лукьянова – актеры Губернского театра
08 января 2025
Слушайте материал по ссылке...
КАРИНА АНДОЛЕНКО: «МНЕ НУЖНО ХОТЬ НЕМНОГО ВЕРИТЬ, ЧТО Я МЕНЯЮ ЭТОТ МИР»
28 декабря 2024
В фильмографии Карины Андоленко более 60 работ в самых разных жанрах, в театре –...
Драма в стиле импрессионизм: чеховская «Дама с собачкой» выходит в Московском Губернском театре
27 декабря 2024
13 февраля в Московском Губернском театре состоится премьера спектакля А. П. Чехова «Дама...
В ГУБЕРНСКОМ ГОТОВЯТ ПРЕМЬЕРУ «ДАМА С СОБАЧКОЙ»
26 декабря 2024
13-14 февраля на малой сцене Губернского театра состоятся премьерные показы спектакля...
В ТЕАТРЕ СТОЛИЦЫ СОСТОИТСЯ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ ПО РАССКАЗУ АНТОНА ЧЕХОВА
25 декабря 2024
Постановка режиссера Аллы Решетниковой с новой стороны расскажет вечную историю о двух...
Встречайте Новый год в Губернском театре
23 декабря 2024
Магия музыки и искренность сердец, – что может быть лучше в ожидании новогоднего...
Шведские спички
17 декабря 2024
Да, это вам не наш Родион Раскольников… Но и другой, Игрек, надо сказать, тоже не подарок, у него свои скелеты в шкафу. То есть нам предлагают выбрать лучшее из худшего. Ведь по правилам игры, предложенной Стриндбергом, возможны только два финала: победа сильнейшего либо гибель одного из неприглядных героев. Соединяя эти пьесы, режиссер как бы сталкивает две психологии - мужскую и женскую. Одна дуэль женская, другая мужская. И никто здесь не виноват, и каждый виноват. Это, по сути, вызов дуальности как принципу нашей реальности. Звучит непривычно, выглядит абсурдно. И не каждый зритель будет готов к такой интерпретации.
В Губернском театре показали «Кто сильнее»
17 декабря 2024
В Московском Губернском театре состоялась четвёртая премьера сезона – спектакль «Кто...
КТО СИЛЬНЕЕ. Психологический детектив
16 декабря 2024
А.Стриндберг Кто сильнее Психологический детектив 12+ Режиссер –...
В театре Сергея Безрукова показали психологический детектив
16 декабря 2024
Первые зрители увидели спектакль «Кто сильнее» В Московском Губернском театре...
​ПРЕМЬЕРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДЕТЕКТИВА СОСТОЯЛАСЬ В ТЕАТРЕ МОСКВЫ
16 декабря 2024
В Московском Губернском театре состоялась премьера психологического детектива «Кто...
Играем Стриндберга: в Московском Губернском театре прошла премьера «Кто сильнее»
13 декабря 2024
Сверкающее роскошное фойе большого зала Губернского театра разделено бордовым тяжелым...
В ГУБЕРНСКОМ ВЫЯСНЯТ «КТО СИЛЬНЕЕ?»
03 декабря 2024
13 декабря в фойе большого зала Губернского театра состоится премьера психологического...
«Без вины виноватые» появились на сцене МГТ При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
19 ноября 2024
К артистам нужно относиться бережно В Московском Губернском театре очередная громкая...
«Евгений и Татьяна — штучные люди»: в Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Мой Онегин»
19 ноября 2024
Новый неожиданный взгляд на знаменитый роман Пушкина в стихах предложила режиссер Елена...
«Без вины виноватые»: Коллективное (со)переживание
18 ноября 2024
В Губернском театре – премьера по Островскому. «Без вины виноватых» постановщица Вероника...
Спектакль «Мой Онегин» – театральный эксперимент
16 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» (12+). «Чудесно. На...
«Мой Онегин» в Московском Губернском театре: взгляд Елены Черной
14 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» Постановка "Мой Онегин"...
В СТОЛИЧНОМ ТЕАТРЕ ПРЕДСТАВИЛИ ПРЕМЬЕРУ ПО РОМАНУ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА
14 ноября 2024
Спектакль «Мой Онегин» – театральный эксперимент, соединивший в одной постановке драму и...
«Мой самый главный учитель в профессии – отец» — актер Сергей Безруков
14 ноября 2024
11 ноября в Доме-музее К.С. Станиславского в рамках фестиваля «Биеннале театрального...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре