news-w.org
В талантливой постановке первой пьесы 24-летнего литератора Александра Островского «Семейная картина» действие происходит как бы на выставке картин в театральном фойе. История одной картины оживает, зрители вовлечены в ее сюжет, как бы дополняют и дорисовывают ее в своем воображении, недаром концовка пьесы остается открытой...
7 ноября Московский Губернский театр представил премьеру комедии А.Н. Островского «Семейная картина» - режиссер Ольга Матвеева.
Мария Антиповна, прелестная девушка девятнадцати лет, скучает: хочется замуж и прочь из дома. Мать беспокоится, любящий брат Антип Антипович подыскивает сестре жениха среди своих знакомых. Выбор останавливается на купце ПарамонеФерапонтовичеШирялове. Хоть он стар, плутоват, и грешки за ним водятся, зато денег куры не клюют. Знакомый сюжет, не правда ли?
«Я рад, что в нашем репертуаре появился этот замечательный, теплый, уютный спектакль, в котором есть очень вкусный, сочный русский колорит. Спасибо режиссеру Ольге Матвеевой, которая дала артистам возможность поработать с этим материалом. Островский всегда поражает своими потрясающими текстами, которые не стареют. Время движется вперед, технологии, в том числе и в театре, совершенствуются, режиссерский язык становится все более изобретательным, экстравагантным. А пьесы Островского все равно звучат актуально. Наш театр начинался с Островского - десять лет назад первой премьерой нашего молодого театра стала моя постановка «Нашла коса на камень» по его произведениям «Бешеные деньги», «Бесприданница» и «Таланты и поклонники». Затем в репертуаре появился спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» - восстановленная версия легендарной постановки Олега Табакова. Островский - великий автор, он писал о нас с вами, его пьесы – вне времени. И сейчас, в его юбилейный год, мы выпустили третью постановку по произведению Островского – «Семейная картина». Это тот случай, когда не нужно никакой особой режиссерской хитрости, когда главная задача режиссера в том, чтобы не испортить, не навредить гениальному тексту автора и сделать это стильно, очень просто, но очень душевно. По-семейному, по-домашнему, по-русски, тепло, искренне. И мне кажется важно, чтобы на сцене появлялись такие простые истории, для того чтобы и актеры, и зрители не забывали свои корни. Это та простота, в которой есть глубина. И я вижу, что актеры получают удовольствие от того, что они делают на сцене, от этих сочных вкусных образов Островского», - говорит о новой постановке в репертуаре театра, художественный руководитель Сергей Безруков.
Режиссер Ольга Матвеева вписывает свою постановку в камерное пространство фойе. Создатели спектакля предлагают посмотреть на первую пьесу великого русского драматурга вблизи, глаза в глаза с героями «картины» Островского, чтобы рассмотреть всю палитру счастья и несчастья этой семейной истории.
По замыслу режиссера зрители будто попадают на выставку купеческого быта 19 века в небольшом музее, сотрудники которого разыгрывают перед посетителями картины купеческой жизни тех времен. И вот смотрители музея надевают поверх строгих черных платьев яркие элементы одежды, платки и шали, охранники накидывают жилетки и сюртуки – и на наших глазах оживает текст Островского.
«В этом году весной к юбилею Островского очень многие театры проводили читки пьес драматурга, но«Семейную картину»обычно все обходят вниманием.Это первая законченная пьеса Островского, но уже здесь чувствуется его прекрасный русский язык, его темы, которые он будет развивать в своих более поздних произведениях, его любовь к пословицам, необычным именам персонажей. Мы в нашем театре делали читку «Семейной картины». Она очень хорошо прозвучала в фойе, и было принято решение сделать из этой читки спектакль. Пьеса необычная для Островского - это небольшая зарисовка с открытым финалом. То, что драматург открывает в этой пьесе, важно и для нас, современных людей. Здесь абсолютно актуальные темы взаимоотношений мужчины и женщины, отношений в семье между поколениями, тема честности, организации торговли. В нашем спектакле нам хотелось добавить особый колорит той эпохи: звучат настоящие заонежские кадрили, много песен, музыки. Картина как особенный драматургический жанр позволяет создать эффект непосредственного присутствия зрителя в этой истории. Мы словно оказываемся в раме этой картины вместе с героями, у них в гостях. И находясь так близко, переживая и смеясь над настоящими и придуманными проблемами этой семьи, мы получаем возможность подумать и про свои семейные отношения со всеми их радостями или опасными поворотами», - представляет свою работу режиссер спектакля Ольга Матвеева.
В этом спектакле нет второстепенных героев. Все они, как на любом полотне художника, - и главный персонаж и фон для других. Здесь важна каждая деталь, каждая подробность. И монологи, и романсы под гитару, и кадриль. Все здесь сплетено, все значимы - подобно лучшим сюжетным картинам маститых художников 19 века.
Режиссер – Ольга Матвеева. Художник-постановщик – Юлия Короткова. Хореограф – Анна Гилунова. Музыкальный руководитель – Валерий Федоренко. Помощник режиссера – Людмила Бобкова.
Воплощают замысел режиссера актеры: Александрина Питиримова, Анна Цанг, Антон Соколов, Михаил Шилов, Сергей Вершинин, Андрей Мисилин, Людмила Менчинская, Татьяна Рудова, Наталья Смирнова, Анастасия Борисова, Алина Ивах, Дмитрий Куличков.
Следующие премьерные показы состоятся 10 ноября, 28 декабря, 24 января в фойебольшого зала.
Материал: News-w.org / Наталья Логинова
Материал на сайте издания