Пять пудов страстей
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Пять пудов страстей

20 февраля 2021
Автор фото – Герман Жигунов
«Литературная газета»

Виктория Пешкова

Афишу Московского Губернского театра пополнила еще одна пьеса Чехова. Худрук МГТ поставил «Дядю Ваню» и сыграл в спектакле главную роль. Постановка, судя по всему, станет для него этапной – Сергей Безруков примерил на себя судьбу своего ровесника, жившего почти сто двадцать лет назад, и вывел свое доказательство теоремы о независимости душевных страданий от уровня технического и прочих видов прогресса.

«Дядя Ваня» – второе обращение к Чехову Безрукова-режиссера. И можно с уверенностью сказать, что 160-летие драматурга, отмечавшееся в 2020-м, было лишь внешним стимулом к работе. На самом деле всё гораздо глубже. Уже «Вишневый сад», выпущенный им ровно три года тому назад, дал ясный, недвусмысленный ответ на вопрос, чем близок Антон Павлович Сергею Безрукову – своей горячей, неукротимой страстностью. Ответ этот тогда удивил многих.

Очень многих. Поскольку Чехова в силу давно сложившихся традиций играют, в основном, как бы это помягче выразиться, бестелесно. А для Безрукова чеховские герои отнюдь не бесплотные тени «уходящего прошлого», нараспев изрекающие хорошо поставленными голосами эфемерные постулаты о пользе труда и лучезарном будущем, которое может наступить уже лет эдак черед сто с небольшим. Мы в этом «будущем» живем и на собственной шкуре ощущаем, как безжалостный Молох с нескрываемым злорадством перемалывает в пыль вечные истины, казавшиеся незыблемыми всего несколько десятилетий тому назад.

В режиссуре Сергея Безрукова чеховские герои – люди из плоти и крови, коим не чуждо ничто человеческое, ни высокое, ни низменное, а потому они способны на сильные, яркие, порой абсолютно выходящие из-под контроля чувства. И этим «губернцы» в каком-то смысле продолжает линию «современниковцев» – нет, не распадается, как бы этого кому-то ни хотелось, заветная связь времен! – исток которой в «Трех сестрах», поставленных Галиной Борисовной Волчек еще в середине 70-х. Для многих тогда было настоящим шоком как Валентин Гафт играл Вершинина неблагообразным полковником, а эдакой облагороженной версией поручика Ржевского. Что, если идти от психологии, абсолютно правильно, ведь Вершинин далеко не нестарый, полный нерастраченной силы мужчина, замерзающий от одиночества в собственном доме, которому нужно не только душевное тепло. Игорь Кваша писал потом в своей книге «Точка возврата»: «…я ненавижу псевдочеховское уныние и многозначительное выпевание его слов, элегический разговор. Я ненавижу этот сценический штамп Чехова… Чехов в этом смысле сексуален, грубо говоря, а его играют асексуально. Я за большие страсти, за то, чтобы клокотало в груди». Вот именно так и играют «Дядю Ваню» в МГТ.

Войницкий в трактовке Безрукова – это вариация вершининской темы. Дядя Ваня ведь тоже отнюдь не старик! И любит он Елену Андреевну (Карина Андоленко), как только и может самозабвенный романтик любить женщину, которую он возвел на пьедестал идеала всего самого прекрасного, что может быть в человеке. И когда он понимает, что перед ним не возвышенный ангел, а земная женщина, томимая тою же тоской, тою же страстью, что гложет его самого, и готовая, в отличие от него воплотить грезы в грубую реальность – мир для него рушится. Не тогда, когда профессор Серебряков пытается посягнуть на имение, которому дядя Ваня отдал всю жизнь, а именно при виде любимой женщины в объятиях соперника.

Уставший от жизни и от самого себя доктор Астров (Антон Хабаров) прекрасно обходится без идеалов. Он пережил их крушение, но выжил. И продолжает жить, не создавая себе новых иллюзий: Михаил Львович уверен – женись он на Соне (Диана Егорова), эта милая, добрая девушка очень быстро превратится в такую же жертвенницу, какой Елена Андреевна стала при своем профессоре, прячась от реальной жизни за чувством долга.

Но Астрову Сонина жертва без надобности. И это отчасти роднит его с Серебряковым. Очень жестко сыгранный Григорием Фирсовым, профессор и истерит не столько от дурного характера, сколько от усталости – быть кумиром ужасно утомительно. Впрочем, и отказаться от почестей, к каким привык за всю жизнь, он тоже не готов. Он понимает, что жена давно его разлюбила, и это оскорбляет в нем мужчину, не желающего сдаваться на милость старости. Утешением ему служит лишь неизменное преклонение маман. Марья Васильевна в исполнении Елены Цагиной тоже женщина страстная, и, возможно, бывший зять волнует ее сердце не только «по-родственному»; актриса очень деликатно приоткрывает нам свет женственности, еще пробивающийся через пепел прожитых ее героиней лет.

Одним словом, никто в семействе Войницких без кумиров существовать не может. Марья Васильевна и Соня держатся, каждая за своего, из последних сил. А дяде Ване уже держаться не за что. Из него действительно мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский, да кто угодно, если бы он жил своей жизнью, а не жизнью своих кумиров. Но жить нечем, и потому раскачивающаяся в неотвратимостью вселенского метронома лодка несет его не к небу в алмазах, а в мрачное царство Аида, где нет ни страстей, ни идеалов…

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
6+
Аленький цветочек
Сказка
1 ч 10 мин, без антракта
Подробнее
6+
Путешествие Мармелана
Музыкальная сказка
1 час 10 мин
Подробнее
12+
Поэтическое кафе «Луч»
Музыкально-поэтический спектакль
2 ч 45 мин, один антракт
Подробнее
12+
Территория музыки
Концертная программа
2 часа с антрактом
Подробнее
16+
Сорок первый
Драма
1 ч 30 мин
Подробнее
Последние статьи
Актриса Карина Андоленко: «Придя в Губернский, я нашла свой театр»
18 апреля 2024
Карина Андоленко знакома телезрителям по сериалам «Королева красоты», «Доктор Анна»,...
Первая инклюзивная премьера в Губернском театре
05 апреля 2024
В Московском Губернском театре готовят премьеру спектакля "Голубое и зеленое"...
Актриса Юлия Пилипович: В ГИТИСЕ нас учили быть свободными и не бояться При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
03 апреля 2024
Юлия Пилипович окончила РАМ им. Гнесиных, затем ГИТИС. Служит в Московском Губернском...
В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ ПРОЙДЕТ ВЕЧЕР К 100-ЛЕТИЮ ОКУДЖАВЫ
02 апреля 2024
В Губернском театре состоится литературная гостиная к 100-летнему юбилею Булата Окуджавы....
Московский Губернский театр представит спектакль «Капитанская дочка» к 225-летию Пушкина
14 марта 2024
Работа над постановкой спектакля «Капитанская дочка» началась в Московском Губернском...
Новый спектакль «Капитанская дочка» готовят ко Дню рождения А.С. Пушкина
14 марта 2024
К 225-летию А.С. Пушкина Московский Губернский театр готовит спектакль «Капитанская...
Московский Губернский театр покажет спектакль «Капитанская дочка» к 225‑летию Пушкина
14 марта 2024
РИАМО - 14 мар. Московский Губернский театр приступил к работе над постановкой спектакля...
Безруков приступил к работе над "Капитанской дочкой" в Губернском театре
13 марта 2024
Как сообщили в пресс-службе театра, режиссер использует в спектакле не только текст...
Актриса Валерия Минина: Как и в первобытной стае, в нашем обществе есть чёткая иерархия
13 марта 2024
Валерия Минина родилась в Брянской области. Окончила ВГИК, мастерскую знаменитого актёра...
Сергей Безруков начал работать над «Капитанской дочкой» в Губернском театре
13 марта 2024
Московский Губернский театр под художественным руководством Сергея Безрукова начал...
Московский Губернский театр репетирует «Капитанскую дочку»
13 марта 2024
Премьера спектакля состоится 12, 13 сентября Московский Губернский театр начал...
Инклюзивная премьера на сцене Губернского театра
22 февраля 2024
Московский Губернский театр на малой сцене представит 25 и 26 апреля четвертую премьеру...
Сергей Безруков: История первой любви и первой потери остается с нами на всю жизнь
21 февраля 2024
В Московском Губернском театре полным ходом идет подготовка к премьере спектакля «Голубое...
Московский Губернский театр представляет инклюзивный спектакль «Голубое и зелёное»
20 февраля 2024
25 и 26 апреля Московский Губернский театр представит четвертую премьеру сезона –...
Инклюзивный спектакль «Голубое и зеленое» покажут в Московском Губернском театре в апреле
20 февраля 2024
Спектакль станет четвертой премьерой сезона Губернского театра. Его уникальность в том,...
Актриса Анастасия Дворянская: Я хочу всегда выглядеть как настоящая женщина
06 февраля 2024
Анастасия Дворянская родилась в Москве. В детстве занималась музыкой, танцами, выступала...
Московский Губернский театр отметил 10-летие
13 января 2024
Гостей ждали сюрпризы Неформальные встречи с артистами, экскурсии и мастер-классы от...
Московский Губернский театр отметил десятилетие
13 января 2024
В честь круглой даты со дня основания гостям показали перформанс, поставленный Сергеем...
Первый юбилей Московского Губернского театра отметили особой праздничной программой
13 января 2024
Необычный подарок преподнес зрителям Губернский Московский театр. Уникальная...
Московский губернский театр отметил десятилетие
13 января 2024
Московский губернский театр (МГТ) отметил свой 10-й день рождения. Праздничную атмосферу...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре