7 и 10 ноября Московский Губернский театр представит премьеру комедии А.Н. Островского «Семейная картина», режиссер Ольга Матвеева.
Первая законченная пьеса 24-летнего литератора Александра Островского, дважды попавшая под запрет цензуры, – редкий гость на театральной сцене. Тем интереснее увидеть это произведение драматурга, ведь новые колоритные герои и характеры, впоследствии так прочно вошедшие в русскую литературу, впервые появились именно в этой пьесе.
Мария Антиповна, прелестная девушка девятнадцати лет, скучает: хочется замуж и прочь из дома. Мать беспокоится, любящий брат Антип Антипович подыскивает сестре жениха среди своих знакомых. Выбор останавливается на купце Парамоне Ферапонтовиче Ширялове. Хоть он стар, плутоват, и грешки за ним водятся, зато денег куры не клюют. Знакомый сюжет, не правда ли?
Говоря о новой постановке в репертуаре театра, художественный руководитель Сергей Безруков отмечает: «Я рад, что в нашем репертуаре появился этот замечательный, теплый, уютный спектакль, в котором есть очень вкусный, сочный русский колорит. Спасибо режиссеру Ольге Матвеевой, которая дала артистам возможность поработать с этим материалом. Островский всегда поражает своими потрясающими текстами, которые не стареют. Время движется вперед, технологии, в том числе и в театре, совершенствуются, режиссерский язык становится все более изобретательным, экстравагантным. А пьесы Островского все равно звучат актуально.
Наш театр начинался с Островского – десять лет назад первой премьерой нашего молодого театра стала моя постановка «Нашла коса на камень» по его произведениям «Бешеные деньги», «Бесприданница» и «Таланты и поклонники». Затем в репертуаре появился спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» – восстановленная версия легендарной постановки Олега Табакова. Островский – великий автор, он писал о нас с вами, его пьесы – вне времени. И сейчас, в его юбилейный год, мы выпустили третью постановку по произведению Островского – «Семейная картина». Это тот случай, когда не нужно никакой особой режиссерской хитрости, когда главная задача режиссера в том, чтобы не испортить, не навредить гениальному тексту автора и сделать это стильно, очень просто, но очень душевно. По-семейному, по-домашнему, по-русски, тепло, искренне. И мне кажется важно, чтобы на сцене появлялись такие простые истории, для того чтобы и актеры, и зрители не забывали свои корни. Это та простота, в которой есть глубина. И я вижу, что актеры получают удовольствие от того, что они делают на сцене, от этих сочных вкусных образов Островского».
Режиссер Ольга Матвеева вписывает свою постановку в камерное пространство фойе. Создатели спектакля предлагают посмотреть на первую пьесу великого русского драматурга вблизи, глаза в глаза с героями «картины» Островского, чтобы рассмотреть всю палитру счастья и несчастья этой семейной истории.
«В этом году весной к юбилею Островского очень многие театры проводили читки пьес драматурга, но «Семейную картину» обычно все обходят вниманием. Это первая законченная пьеса Островского, но уже здесь чувствуется его прекрасный русский язык, его темы, которые он будет развивать в своих более поздних произведениях, его любовь к пословицам, необычным именам персонажей. Мы в нашем театре делали читку «Семейной картины». Она очень хорошо прозвучала в фойе, и было принято решение сделать из этой читки спектакль. Пьеса необычная для Островского – это небольшая зарисовка с открытым финалом. То, что драматург открывает в этой пьесе, важно и для нас, современных людей. Здесь абсолютно актуальные темы взаимоотношений мужчины и женщины, отношений в семье между поколениями, тема честности, организации торговли. В нашем спектакле нам хотелось добавить особый колорит той эпохи: звучат настоящие заонежские кадрили, много песен, музыки.
Картина как особенный драматургический жанр позволяет создать эффект непосредственного присутствия зрителя в этой истории. Мы словно оказываемся в раме этой картины вместе с героями, у них в гостях. И находясь так близко, переживая и смеясь над настоящими и придуманными проблемами этой семьи, мы получаем возможность подумать и про свои семейные отношения со всеми их радостями или опасными поворотами», – говорит режиссер спектакля Ольга Матвеева.
В этом спектакле нет второстепенных героев. Все они, как на любом полотне художника, – и главный персонаж и фон для других. Здесь важна каждая деталь, каждая подробность. И гитара, и романсы, и танцы, и монологи. Всё здесь сплетено, все значимы – подобно лучшим сюжетным картинам маститых художников 19 века.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
- Свою первую законченную пьесу «Семейная картина» Александр Островский написал в 24 года. Онастала своего рода манифестом всего последующего творчества Островского и впервые познакомила публику с новыми героями, характерами, темами, которые обосновались на русской сцене уже почти на два столетия.
-
14 февраля 1847 года – день, когда молодой автор публично прочел первую свою пьесу известным литераторам, А.Н. Островский всегда считал началом своего драматического поприща.
-
Первоначально пьеса именовалась «Картина семейного счастья» и была опубликована спустя месяц после написания в «Московском городском листке».
-
Путь пьесы к зрителю оказался непростым: цензор М. А. Гедеонов запретил пьесу к постановке, дав о ней отрицательный отзыв: «Судя по этим сценам, московские купцы обманывают и пьют, а купчихи тайком гуляют от мужей». На основании этого отзыва пьеса была запрещена к постановке.
-
Первая постановка пьесы, после ряда поправок получившей название «Семейная картина», состояласьв Петербурге на сцене Александринского театра 3 октября 1855 г.
Следующие премьерные показы состоятся 28 декабря и 24 января в фойе Большого зала.