Вера Мардовина, портал «ВТамбове», 5.02.2016.
А вам приходилось представлять себя в другом времени?
Вы относитесь к дворянскому сословию, получаете приглашения на балы, занимаетесь деятельностью в разных кружках, участвуете в дуэлях за сердце красавицы, а может, вы выступаете как ярый революционер и преданы сердцем Родине? И каково же вам в том времени?
Буду говорить от лица нашей уважаемой редакции портала ВТамбове, даже не говорить, а лить строки, следуя за чувствами и эмоциями, когда пальцы, бегая по клавиатуре, дрожат от вдохновения и того трепета, когда что-то озаряет тебя, муза стоит позади, и душа раскрывается. Я буду писать теми воспоминаниями с моноспектакля Сергея Безрукова, где звучали такие слова, как совесть, любовь, честь, Родина, вдохновение, тоска и боль.
Спектакль Безрукова – это портрет актера, где сочетаются все векторы его жизни, не зря это представление называется моноспектакль «И жизнь, и театр, и кино». Во главу угла, конечно, поставлены поэты и их творчество. Сирано де Бержерак, Пушкин, Есенин – их всех постигла судьба поэта за свою дерзость, внутреннюю свободу и безрассудство. Векторы не только жизни поэтов, но и векторы личности Безрукова уживаются странным образом в одном человеке, который магнетическим образом приковывает к себе публику, но не только игрой, а своей бешеной энергетикой – милосердие вожака, душа авантюриста, сострадание хулигана.
Передать словами то, что произошло на спектакле, для меня стало возможным только через пару дней, когда поутихли страсти (почему-то приходят в голову строки из стихотворения Есенина: «Если тронуть страсти в человеке, то, конечно, правды не найдешь…»), когда улеглись чувства, эмоции, прошла волнительная дрожь, и, наконец-то, вернулся дар речи, ибо после спектакля и в последующие дни на вопросы знакомых я лишь шептала «ох и ах», но так сияли мои глаза, что, думаю, мои собеседники чуточку завидовали мне. Рассказать, а тем более передать то, что вершилось тем вечером в драматическом театре. очень сложно, но, как говорится, если очень захотеть – можно в космос полететь, а выразить свои чувства безумно хочется, с целью раззадорить вас и вдохнуть хоть чуточку творческого порыва.
Начало представления, его динамика и непредсказуемость сразу затянули публику в то «зазеркалье», где не действуют правила контактов с миром реальным, человеческим.
Просто, вот так буквально, нас снесло течение той атмосферы открытости и искренности, яркости глаз и неподдельной улыбки. И поверите ли вы, когда я скажу, что каждую последующую секунду эта «лава» увеличивалась, разгоралась и спускалась, доходила до самого «подножия» зрителей?!
И как после пережитых эмоций не последовать, не поддаться тому чарующему проводнику, который разбавил и озарил серые будни тамбовчан, закованных в маски «колготни» и стремительности жизни?! И зовется этот проводник – Сергей Безруков!
Стоя у края сцены и прислонившись головою о холодную стену, уже не чувствуя спины, того озноба, который передавался мне через те стены театра, через который прошли многие артисты, я чувствовала, как моя маска спадала и душа разрывалась на мелкие частицы, изнывая в той клетке, в которую загоняет нас суета. Опаляющие речи Сирано, восторженность речей Александра Пушкина, хулиганские фразы Сергея Есенина вынимали из тебя душу, вызывая мурашки, заставляя сердце бешено колотиться, сдавливая грудь болью и пробивая твои «латы». И дальше тишина… Конечно, спасали стихи Есенина, которые звучали и отдавались в моей голове:
«дорогаааая, мииилая, навеееки». Начиналась новая жизнь. Надрывные, приближенные к нашему времени песни и стихи, разгорячали меня, звуча с той хрипотой, что осталась в воспоминаниях.
Удивительное чувство складывается благодаря харизме и привлекательности Безрукова, будто этот человек играет не кого-то, а будто показывает себя, свою жизнь – проигрывает его самого, свое душевное состояние. Он весь в своей роли, он живет словами, которые произносит. И, кстати, это передалось и особенно выразилось, когда гениальный, не побоюсь этого слова, пишу без преувеличений, актер прочел свое стихотворение, которое написал в 18 лет:
Я знаю, мне судьбой
Назначено сгореть
Душой, как магний, вспыхнуть,
Погаснув – умереть.
От этой вспышки яркой
Тотчас ослепнет мгла,
И люди вновь уверуют –
Добро сильнее зла.
Невообразимо, как один человек способен манипулировать эмоциями всего зала так ловко! Один молниеносный, мужественный взгляд, хитро брошенный и обращенный к прекрасной половине человечества, и женская половина зала не может сдержать слез и вздохов восхищения.
Антракт! Делаем паузу, остаемся со своими мыслями, отголосками зала, которые откуда-то издалека проникают в голову. И, не успев оправиться от пережитых эмоций, Сергей снова на сцене, но не как гениальный поэт, а как простой, добродушный Серега, который был тем помощником в творчестве поэтов.
Во второй половине спектакля Сергей снова дарил часть себя, раздавая эмоции, просто швырял их в зал вместе с красными яблоками, от всего сердца смеялся, заливаясь краской, шутил, смотрел бескорыстно в глаза, пронзая при этом все струны человеческой порочной души, и отвечал на вопросы (предварительно, в начале спектакля, по рядам была пущена корзинка, в которую все без исключения могли положить бумажку со своим вопросом либо пожеланием актеру).
Безруков обычно, по-человечески общался с залом и заставил меня завидовать тем счастливцам, которые опустили записку с просьбой рукопожатия или совместного фото, – и конечно, это было исполнено!
Людмила Кухоцковолец, та самая счастливица, которой удалось прикоснуться к легенде:
«Мы второй раз были на спектакле Сергея Безрукова, и как только представится следующая возможность, обязательно пойдем опять. Мы даже уже решили для себя, что когда будем в Москве, то будем планировать свой досуг так, чтобы посетить Московский Губернский театр, где Сергей играет и который возглавляет. Когда прикасаешься к великим произведениям, это не может оставить равнодушным, а тем более, когда они исполняются Сергеем Безруковым. Моноспектакль в его исполнении заставляет пережить бурю эмоций, хочется то плакать, то смеяться, то радоваться, то грустить. За эти 3 часа переживаешь столько, что впечатлений хватает потом надолго. Я вот за собой заметила, что потом ходила и улыбалась, и готова была дарить свое хорошее настроение всем. Мысль написать записку с просьбой сделать фото с Сергеем пришла спонтанно, как только он сказал, что будет во втором акте отвечать на вопросы зрителей, сразу поняла, что не буду писать ничего серьезного, что это будет какой-то шуточный вопрос, а когда взяла ручку, поняла, что другого шанса заполучить фотографию с Сергеем, может, и не будет. Мне повезло, среди большого количества записок Сергею попалась моя. Теперь, глядя на фото с ним, я опять улыбаюсь, переживая заново положительные эмоции, и надеюсь в скором времени увидеть новые спектакли, новые роли. Спасибо ему большое за его мощную энергетику, которой он так щедро делится со своим зрителем со сцены».
Время пролетает незаметно, ты проживаешь за 3 часа какую-то новую жизнь, когда разворачивается душа. Вероятно, для актера это высшая похвала от зрителей – видеть и чувствовать, что твое детище производит такой «вау-эффект»!
Окончилось представление финальной песней, в которой Сергей Безруков отдал всю, до капли, свою энергию, и за которую зрители отблагодарили его бурными овациями, потоком цветов и горящими глазами.
За то время, что «прожил» Сергей Безруков в разных образах на сцене тамбовского драматического театра, все-все зрители жили вместе с ним. Он сделал феноменальное – вселил надежду, любовь, теплоту, и настолько перевоплотил людей, увидевших это, что в данный момент, когда я пишу это, я чувствую легкость, вдохновение, гордость и любовь, любовь к Родине! Та энергия, которую вселил в меня Сергей Безруков, еще долго будет бродить по закоулкам моей души, посещая разные ее места и меняя сознание.
Фото Ольги Перегудовой
Материал на сайте издания