Фото: Галина Фесенко
В Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля по повести Василия Шукшина «Энергичные люди» в постановке Сергея Безрукова.
Сергей Безруков и Анна Матисон с детьми. Фото: Николай Тарханов
Поддержать премьеру пришли именитые гости, актеры, режиссеры, и телеведущие, среди которых: Владимир Меньшов, Максим Дунаевский, Константин Хабенский, Леонид Якубович, Светлана Ходченкова, Катерина Шпица, Екатерина и Александр Стриженовы, Дмитрий Хрусталев, Илья Бачурин, Сергей Филин и другие.
Бари Алибасов, Лидия Федосеева-Шукшина, Сергей Безруков, Владимир Меньшов
Светлана Ходченкова
Константин Хабенский, Александр Цыпкин, Дмитрий Хрусталёв
Сергей Филин
Екатерина и Александр Стриженовы
Посетила спектакль и Лидия Федосеева-Шукшина. Она вспомнила, что повесть «Энергичные люди», которая оказалась последним законченным произведением ее супруга Василия Шукшина, сама печатала под его диктовку. После спектакля Лидия Николаевна призналась, что очень волновалась, и поделилась своими впечатлениями:
"Я советую всем прийти на этот спектакль в Губернский театр, никаких сомнений быть не может. Сергей Безруков – очень талантливый человек, и то, что он сделал с Шукшиным, с его «Энергичными людьми» – это всё не зря, не просто так. Никаких осовремениваний или намеков на олигархов здесь нет, здесь именно «энергичные люди». И один из них - сам режиссер», - прокомментировала она.
Действие поставновки происходит в 70-е годы прошлого века, герои пьесы - авантюристы, спекулянты и «импровизаторы» эпохи соцреализма. Сами себя они называют «энергичными людьми» - и действительно, их энергии, изобретательности и предприимчивости можно позавидовать. И, в общем-то, неплохие они люди, как говорит о них сам Шукшин, - просто вся их кипучая энергия уходит на обустройство собственного достатка и изобилия, достичь которого законными путями невозможно.
Задумывая постановку, Сергей Безруков сознательно не стал переносить действие в наши дни, - напротив, он подчеркивает хорошо знакомые приметы того времени - от дефицитной мебели и ковров до модных причесок и эстрадных песен. Для создания на сцене аутентичной атмосферы «зажиточной квартиры» Аристарха Кузькина театром приобреталась мебель, холодильники, телевизоры 70-х годов. Но всё же спектакль по произведению Василия Шукшина – не просто ностальгическая стилизация той эпохи. Это попытка с иронией, юмором взглянуть на свое прошлое и увидеть в нем черты нашего времени.
«В спектакле много юмора, сатиры, яркие образы, типажи и любимые всеми песни, без которых не обходилось ни одно застолье 70-х годов, - рассказал Сергей Безруков. - Я придумал для этой постановки новый жанр – караоке-спектакль. Жанр возник из самого названия. Энергичные люди - энергия, драйв... Они не просто хапуги – они очень творческие, изобретательные люди, этакие современные Бендеры, «великие импровизаторы». Они живут энергично, драйвово, потому и возникла мысль сделать ансамбль – ВИА «Энергичные люди», который задает действию ритм, драйв. Для меня важно, что они в принципе-то неплохие люди. Но, как у Булгакова, - «их испортил квартирный вопрос». Сейчас многие ностальгируют по советским временам, и я себя не исключаю. В какой-то степени, это одна из причин, по которой я обратился к этой пьесе. Почему, откуда эта ностальгия, - может, стоит разобраться? Мне кажется, наша ностальгия по той эпохе – это, конечно же, не тоска по советской идеологии, ярым противником которой я являюсь. Это ностальгия по тем людям, по чистоте, которая была в те времена и которую мы утратили. По воспитанию, которое тогда было особенным, по ощущению любви»
Погружение в эпоху началось уже в фойе, где разместились несколько интерактивных инсталляций, воссоздающих интерьеры 70-х. Не выходя из театра, зрители получили возможность «посетить» комнату Василия Шукшина в Сростках, посидеть в ретро-гостиной перед старым телевизором, где идет фильм «Печки-лавочки» или заглянуть на кухню, где на столе – «Пшеничная водка» и настоящие пельмени, а на веревке сушится мокрое белье.