«Евгений и Татьяна — штучные люди»: в Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Мой Онегин»: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

«Евгений и Татьяна — штучные люди»: в Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Мой Онегин»

19 ноября 2024
Наталья Боброва, Вечерняя Москва
Новый неожиданный взгляд на знаменитый роман Пушкина в стихах предложила режиссер Елена Черная, поставившая в Малом зале Московского Губернского театра спектакль «Мой Онегин». Среди творческих проектов Фонда Сергея Безрукова уже есть ее постановка «Мой Лермонтов» — моноспектакль Кирилла Зайцева по поэзии и прозе Михаила Лермонтова.

На этот раз Кирилл Зайцев воплотил на сцене образ самого знаменитого героя Пушкина — Евгения Онегина. И не только — по ходу спектакля Зайцев перевоплощается и в Ленского, и в Зарецкого, и даже в Филипьевну — няню Татьяны. Для актера подобное — настоящий вызов. По сути, получился смелый театральный эксперимент, в котором наряду со стихами Пушкина звучат фрагменты из оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин». И самые знаменитые сцены Татьяны Лариной идут именно в оперном исполнении.

Нежную Татьяну играет, но больше поет — и восхитительно поет — Мария Берар, актриса театра и кино, родом из Санкт-Петербурга, из музыкального театра «Зазеркалье». Дуэт Зайцева и Берар искрит, он полон особого драматизма, нерва, что позволяет увидеть знаменитую историю любви героев в ином ракурсе.

— Нам захотелось показать образ, отражающий время, и вместе с Онегиным поговорить о самом Пушкине, — говорит режиссер Елена Черная. — Ведь в романе суть не только в истории любви Онегина, который не смог полюбить сразу, упустил возможность любви, которая пришла к нему слишком поздно. Она еще и в том, почему и что произошло с Евгением с течением времени. Пушкин писал Онегина десять лет: начиная роман, он сам был молод, как и его «Онегин — молодой повеса», но с течением времени поэта изменила жизнь. Он писал параллельно развивающиеся истории своего героя и своей жизни.

Наверное, поэтому мы смотрим на Онегина в спектакле, а видим за ним образ самого поэта. Не зря же на столе героя высится гипсовый бюст Пушкина — как напоминание о главном герое спектакля, как намек о зловещей роли дуэли в его жизни.

Интересно продумана сценография (художник-постановщик Роман Муромцев). На раскрытие психологической драмы, а не только сюжета, здесь работает каждая деталь. Огромное сухое черное дерево покрыто красными яблоками-шарами, которые иногда превращаются в бильярдные шары. Шкура медведя наброшена на проволочный каркас. Наконец, овальный экран с видеопроекциями из теневых иллюстраций художников Владимира Свитальского и Василия Гельмерсена дают представление не только о драме героев, но и о России позапрошлого века.

Корреспондент «Вечерней Москвы» побеседовала с артистами перед премьерой.

— Онегин — умница, который просто не нашел себя в жизни, — говорит Кирилл Зайцев. — Онегин не знает, куда применить свою энергию, куда себя деть. Все ему кажется скучным, и вот в этой скуке, в таком состоянии легкомысленности и праздности очень легко попасть в жизненную ловушку. Сделать ошибки, которые сначала и ошибками-то не кажутся, но потом приводят к трагическим последствиям.

— Как возникла идея симбиоза поэзии и оперы?

— Эта идея с Пушкиным и с Чайковским меня давно занимала. Материал очень привлекал. Я хотел такой особый спектакль — особенно после «Лермонтова». Но делать моноспектакль мне почему-то не хотелось. И мы пошли на эксперимент — соединили драму и оперу. Очень рискованно. Некоторые стихи шли на сопротивление, а некоторые были нам вполне понятны. Ведь Пушкин дал всем героям от себя по чуть-чуть. Не зря же современники поэта говорили, что в Татьяне — весь Пушкин. И Онегину он дал свой ум, иронию, умение разбираться в людях. Хотелось бы к этому пониманию немножко приблизиться.

— Как вы готовились к спектаклю?

— Такой объемный материал требовал погружения. И перефразируя Фаину Раневскую, скажу, что полтора года я дышал Пушкиным. Делал ингаляции Пушкиным. Любое свободное время посвящал ему. Читал Лотмана, Набокова... Ведь стояла задача приблизиться к легкости Пушкина. К иронии, с которой он говорит. Понимать его отношение к собеседнику. Мы с Машей регулярно встречались, пересекались наездами, я учил стихи...

— А почему был выбран именно Чайковский? Ведь в поэме звучит и фольклор.

— Народных мотивов у нас в спектакле нет, хотя в одном месте звучит рожок, — подключается к беседе Мария Берар. — Но в целом на фольклор мы не опирались. Ведь именно Чайковский дает больше простора для вокала, для музыки.

— У нас в спектакле никакой отсебятины, — добавляет Зайцев. — Только стихи Пушкина и музыка Чайковского. То, что Александр Сергеевич написал, мы имеем радость произносить. Хотя, конечно, это не целиком «Евгений Онегин», кое-что перемонтировано. Иначе спектакль шел бы часов пять.

— А сегодня в нашей жизни еще встречаются Онегины?

— Онегины, конечно, встречаются, — задумывается Зайцев. — Но их мало все-таки. Современным языком говоря, это мажоры. Хотя мажоров много, но с мозгами Онегина маловато. Некоторые, например, учились в Гарварде. У них все есть, но они не знают, куда себя применить, им скучно. Простая русская хандра — это сейчас называют депрессией. В Америке Онегину бы прописали антидепрессанты.

— Мне кажется, таких людей, как Онегин и Татьяна, всегда было мало, — добавляет Мария Берар. — И в предыдущие века, и в настоящее время. На то и классика. Они есть и будут, но, скорее, это исключение. Штучные люди.

— Мужчины ценят таких женщин, как Татьяна, — убежден Зайцев. — Не зря же опытный генерал сразу оценил такое сокровище. Ее неподдельность души, ее непосредственность, искренность. Многие пытаются казаться лучше, чем они есть. Татьяна не такая.

— А мне кажется, что такие люди, как Татьяна, как раз одиноки, — не согласна с партнером Мария Берар. — Их не сразу замечают. Онегин тоже опоздал, заметил ее в конце.

— А Сергей Безруков (художественный руководитель Московского Губернского театра — прим. «ВМ») участвовал в постановке, помогал?

— Он смотрел нашу работу, интересовался, — говорит Зайцев. — Кое-что подсказывал, советовал. Например, как должны на сцене «заиграть» те же бильярдные шары. И у нас в спектакле все играет, все со смыслом.
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Нашла коса на камень
Комедия
3 часа 30 минут, антракт
Подробнее
12+
Голубое и зеленое
Лирическая комедия-хор
1 час 15 минут
Подробнее
16+
Веселый солдат
Драма
2 часа
Подробнее
16+
Свадьба Кречинского
Комедия
3 часа 30 минут, антракт
Подробнее
12+
Колыбельная для одуванчика
Музыкальный спектакль
1 час 30 минут
Подробнее
Последние статьи
Театральная среда Вадима Верника Крупным планом. Гости: Олег Савостюк и Александра Лукьянова – актеры Губернского театра
08 января 2025
Слушайте материал по ссылке...
КАРИНА АНДОЛЕНКО: «МНЕ НУЖНО ХОТЬ НЕМНОГО ВЕРИТЬ, ЧТО Я МЕНЯЮ ЭТОТ МИР»
28 декабря 2024
В фильмографии Карины Андоленко более 60 работ в самых разных жанрах, в театре –...
Драма в стиле импрессионизм: чеховская «Дама с собачкой» выходит в Московском Губернском театре
27 декабря 2024
13 февраля в Московском Губернском театре состоится премьера спектакля А. П. Чехова «Дама...
В ГУБЕРНСКОМ ГОТОВЯТ ПРЕМЬЕРУ «ДАМА С СОБАЧКОЙ»
26 декабря 2024
13-14 февраля на малой сцене Губернского театра состоятся премьерные показы спектакля...
В ТЕАТРЕ СТОЛИЦЫ СОСТОИТСЯ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ ПО РАССКАЗУ АНТОНА ЧЕХОВА
25 декабря 2024
Постановка режиссера Аллы Решетниковой с новой стороны расскажет вечную историю о двух...
Встречайте Новый год в Губернском театре
23 декабря 2024
Магия музыки и искренность сердец, – что может быть лучше в ожидании новогоднего...
Шведские спички
17 декабря 2024
Да, это вам не наш Родион Раскольников… Но и другой, Игрек, надо сказать, тоже не подарок, у него свои скелеты в шкафу. То есть нам предлагают выбрать лучшее из худшего. Ведь по правилам игры, предложенной Стриндбергом, возможны только два финала: победа сильнейшего либо гибель одного из неприглядных героев. Соединяя эти пьесы, режиссер как бы сталкивает две психологии - мужскую и женскую. Одна дуэль женская, другая мужская. И никто здесь не виноват, и каждый виноват. Это, по сути, вызов дуальности как принципу нашей реальности. Звучит непривычно, выглядит абсурдно. И не каждый зритель будет готов к такой интерпретации.
В Губернском театре показали «Кто сильнее»
17 декабря 2024
В Московском Губернском театре состоялась четвёртая премьера сезона – спектакль «Кто...
КТО СИЛЬНЕЕ. Психологический детектив
16 декабря 2024
А.Стриндберг Кто сильнее Психологический детектив 12+ Режиссер –...
В театре Сергея Безрукова показали психологический детектив
16 декабря 2024
Первые зрители увидели спектакль «Кто сильнее» В Московском Губернском театре...
​ПРЕМЬЕРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДЕТЕКТИВА СОСТОЯЛАСЬ В ТЕАТРЕ МОСКВЫ
16 декабря 2024
В Московском Губернском театре состоялась премьера психологического детектива «Кто...
Играем Стриндберга: в Московском Губернском театре прошла премьера «Кто сильнее»
13 декабря 2024
Сверкающее роскошное фойе большого зала Губернского театра разделено бордовым тяжелым...
В ГУБЕРНСКОМ ВЫЯСНЯТ «КТО СИЛЬНЕЕ?»
03 декабря 2024
13 декабря в фойе большого зала Губернского театра состоится премьера психологического...
«Без вины виноватые» появились на сцене МГТ При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
19 ноября 2024
К артистам нужно относиться бережно В Московском Губернском театре очередная громкая...
«Без вины виноватые»: Коллективное (со)переживание
18 ноября 2024
В Губернском театре – премьера по Островскому. «Без вины виноватых» постановщица Вероника...
Спектакль «Мой Онегин» – театральный эксперимент
16 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» (12+). «Чудесно. На...
ОСТРОВСКИЙ КАК СИМВОЛ, ВИНА КАК ТРАВМА
15 ноября 2024
История пьесы «Без вины виноватые» на столичной сцене достаточно богата. Припоминаются и...
«Мой Онегин» в Московском Губернском театре: взгляд Елены Черной
14 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» Постановка "Мой Онегин"...
В СТОЛИЧНОМ ТЕАТРЕ ПРЕДСТАВИЛИ ПРЕМЬЕРУ ПО РОМАНУ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА
14 ноября 2024
Спектакль «Мой Онегин» – театральный эксперимент, соединивший в одной постановке драму и...
«Мой самый главный учитель в профессии – отец» — актер Сергей Безруков
14 ноября 2024
11 ноября в Доме-музее К.С. Станиславского в рамках фестиваля «Биеннале театрального...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре