Юлия Чечикова, TeatrAll.ru, 25 декабря 2013 г.
Худрук Губернского театра репетировал Островского по телефону
На выходных Губернский театр показал первую премьеру в сезоне – спектакль «Нашла коса на камень» по произведениям Островского. Режиссером выступил Сергей Безруков. На главную роль – Саввы Василькова – он пригласил своего друга и коллегу Дмитрия Дюжева. Накануне актеры встретились с журналистами и рассказали, почему решили соединить две пьесы – «Бешеные деньги» и «Бесприданница».
«Это спектакль о любви, - говорит Безруков. - Да, в «Бешеных деньгах» в основном фигурируют расчет и выгода. У нас ведь сейчас практически ничего не делается альтруистично. «Я принимаю ваше предложение, я считаю его выгодным», - говорит Лидия влюбленному Василькову. Для нее по Островскому главное – выгода. Объединяя две пьесы, я корректирую финал, потому что мне очень важно, чтобы было про любовь. Может ли Лидия полюбить Василькова? В оригинале пьесы такого нет. Возможно, в нашей трактовке это случится».
Дмитрий Дюжев чувствует себя очень комфортно в образе наивного провинциала. «Только на первый взгляд он – абсолютный ребенок, а дальше вы увидите – это очень серьезный человек. Таких бы бизнесменов сейчас побольше», - говорит Безруков. Сам же Дюжев, когда его спрашивают про сложность роли, отшучивается: «Главная сложность в том, что режиссер – Сергей Безруков».
Все актеры, вышедшие для общения с прессой, отмечали нечеловеческую работоспособность худрука Губернского театра, его внимательное отношение к каждому герою: «Нас 20 человек на сцене, и ему до каждого есть дело. Он каждому придумывает свой поворотик, свою интонацию. Вначале это были просто дружеские обсуждения, читка, но потом Сережа проявил себя как режиссер-воспитатель, и я счастлив быть пластилином в его руках», - признается Дюжев. «Он может репетировать до часу ночи и встает с самого утра, - подхватывает Антон Хабаров, звезда сериала «Закрытая школа». - Он может репетировать даже по телефону! Однажды Сергей Витальевич позвонил мне и сказал – давай порепетируем вот эту сцену». «Он действительно любит репетировать по телефону, - вновь берет слово Дюжев, - особенно в два-три часа ночи. Сережа, я иногда хочу спать»!
За четыре месяца репетиций актеры сдружились. Завязать теплые связи поспособствовал и сам жанр постановки. К обаятельному Дюжеву труппа долго не приглядывалась, практически сразу приняла за своего. Хабаров, играющий роль интригана Егора Глумова, объясняет это тем, что в спектакле нет маленьких ролей: «Сергей Безруков смог найти очень современные характеры для сегодняшнего времени. У нас нет разделения на основного героя и всех остальных, поэтому не было никаких и конфликтов в труппе, все занимали свое место».
В постановке Безруков оптимально использовал ресурсы вверенного ему Дома искусств: здесь и живой оркестр, и актеры с отличными оперными голосами (Эдуард Айткулов и Сергей Вершинин). Возможно, обилие попыток вмешать в драмтеатр музыкальную составляющую и создает некую вычурность, но ни в коей мере не лишает действие динамичности. Кстати, к радости регионов, итоги нескольких месяцев интенсивных репетиций Безруков и компания планируют показывать в провинции. «Если это все это вывозить на гастроли, то нам будет необходим сценический круг, а он бывает в старых театрах, созданных во времена советской власти, - говорит худрук. - Мне нужно это движение, эта постоянная карусель. Гастроли, конечно, будут, не только по Московской губернии, но и по городам России».
Не обошлось на пресс-конференции и без комических моментов – смартфон одного из присутствующих громко прореагировал на входящий вызов. Безруков молниеносно выразил свое отношение к раздражающему звуку: «Вот про это как раз дворник в начале спектакля и говорит – «телефона регизне». Кстати, пусть у вас не возникает никакого удивления по поводу дворника, говорящего на татарском языке. В XIX веке действительно многие из татар работали дворниками и извозчиками. Кто-то ко мне пришел на прогон и сказал – как-то очень современно звучит. Просто почитайте историю».
Дмитрий Дюжев, в свою очередь повеселил собравшихся своим остроумным ответом на тему непопулярности классики у нового поколения: «Как-то мне позвонили с предложением издать книжку про космос с моей фотографией на обложке: «Вы знаете, молодежь сейчас мало читает, а тут увидят в магазине книжку с вашим лицом на обложке, купят, и, может, про космос прочитают» (имеется в виду роль Дюжева в «Бригаде», персонаж с прозвищем Космос). Друзья меня так разыграли».
Показов премьеры в декабре не будет, зато в афише Губернского театра на следующий месяц обозначены даты 12 и 25 января.