Штормовое предупреждение в Московском Губернском театре: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Штормовое предупреждение в Московском Губернском театре

17 февраля 2025
Наталья Боброва, Ревизор
Специально для "Ревизора.ru" – о премьере спектакля "Дама с собачкой" в постановке Аллы Решетниковой.

Этот спектакль на Малой сцене театра — дань памяти театра великому драматургу в год юбилея Антона Павловича Чехова. Причем это уже третья по счету чеховская постановка в репертуаре театра. И самая неожиданная.
Все мы помним незамысловатый сюжет этого известного рассказа о том, как банальный курортный роман героя — благополучного домовладельца Дмитрия Дмитриевича Гурова – перерастает на благодатной крымской почве в нечто большее. Напомним, что Чехов написал этот рассказ в последний, трагический ялтинский период своей жизни. И через своих героев он как бы задает главные вопросы бытия – и себе, и нам, причем без лукавства и насмешки.

Опасности представить эту историю как дешевую мелодраму удалось избежать режиссеру Алле Решетниковой. Спектакль, лаконичный (он идет без антракта 1 час 40 минут) и чрезвычайно музыкальный, оказался насыщен особой пронзительной энергетикой. И одна из причин этого — чрезвычайно бережное отношение режиссера (она же и автор инсценировки, и художник-постановщик) к тексту.

Решетникова не переписала рассказ в пьесу с положенными диалогами, а придумала следующее. Во-первых, ввела в действие... самого автора. Фанерная фигура Чехова в плетеном кресле постоянно присутствует на сцене, как бы наблюдая за историей. А его alter-ego воплощает ироничный Андрей Исаенков. Он, как тень, всегда рядом с Гуровым и Анной Сергеевной. То в виде официанта в кафе, то портье гостиницы в городе С., то заботливой няни...

Во-вторых — режиссер предложила не только автору, но и героям говорить о себе... в третьем лице. И этот прием дал неожиданный результат — действие вдруг одновременно и удалилось (как бы за стекло времени), и углубилось (внутрь характеров героев)...

- Представить прозаическое произведение на сцене гораздо сложнее, чем в кино, поскольку здесь текст от автора порой важнее диалогов, и у Чехова он совершенно потрясающий, чувственный, — считает худрук театра Сергей Безруков. — Мне кажется, что форма, избранная режиссером для этого спектакля, передает эмоции и атмосферу чеховского рассказа, здесь замечательные актерские работы.

Статный Антон Соколов, играющий Гурова, рисует своего героя в развитии. Сначала мы видим заурядного бонвиана, ухлестывающего за симпатичной незнакомкой (в роли Анны Сергеевны Наталья Шклярук). Соколов использует не только чеховский текст, но и пластику – вплоть до опасных акробатических этюдов на хлипкой деревянной ограде. В финале же мы видим другого человека — любовная страсть его переродила.

Для Соколова эта роль стала первой серьезной встречей с творчеством Чехова.

- Эта работа для меня – возможность собрать все, что я умею, все, о чем мне хотелось бы рассказать, — говорит артист. – Здесь мы говорим о проблеме лжи самому себе. О том, что человеку легче идти по проторенным дорогам, быть в системе, построенной обществом, легче врать себе, чем быть самим собой и делать то, к чему ты предназначен. И у нас в спектакле человек проходит через круги ада, чтобы прийти к себе настоящему. Мне кажется, это вообще основная идея у Чехова – никогда не поздно начать жизнь с чистого листа. А любовь — это когда люди не боятся быть слабыми… Не боятся принять слабость другого человека… А счастье — это когда преодолеваешь все преграды.

- У моей героини жизнь после встречи с Гуровым жизнь делится пополам, — добавляет Наталья Шклярук. – После этой встречи ей уже невозможно жить по старым шаблонам, в старой системе координат. В какой-то момент возникает ощущение, что она становится пеплом, из которого начинает вырастать новый человек – благодаря встрече с мужчиной, который дал ей новую жизнь, этот полет. Ведь любовь – это всегда дар, это полет.

Детали здесь тоже важны. Появится в спектакле та самая "собачка" — белый шпиц. Но в виде... белой лохматой мочалки. Ее будут "выгуливать" два "арлекино" – артисты кафе в цилиндрах (пластичные Дмитрий Воркунов и Сергей Ренсевич). Эти тени героев своей точной, местами ироничной, местами циничной пластикой будут их сопровождать и беззвучно комментировать душевное состояние...

Появится на сцене и тот самый арбуз — причем небольшой, но настоящий, ароматный... Помните, как смачно ест его герой после свидания? А на экране за сценой будет мелькать... видео — от морских пейзажей до серых улиц провинциального российского городка начала прошлого века (видеограф Евгений Гомоной). Все это вкупе, как и острый музыкальный ряд (мощные и неожиданные треки группы The Tiger Lillies), рождают тревожное ожидание любви как стихийного бедствия.

Спектакль приглашает к размышлению о сути этого чувства. Любовь для героя – дар или проклятие? И как жить с ним, осознавая пустоту прожитых лет? По сути, чувство становится тем триггером, который ведет героя к пересмотру всей его жизни рядом с чужими, в сущности, людьми. Гуров, который в начале истории потребительски принимает энергию любви, к финалу вдруг начинает сам ее излучать. И что важно – видит в этом новый смысл жизни.


Алла Решетникова признается, что ей было страшно приступать к этой работе.

- Но потом, когда начали работать, все задышало и пошло… История оказалась как раз для нас, тем более что артисты невероятно талантливые. И в этот раз я алчно забрала себе сценографию и костюмы — впервые в жизни хотелось от начала до конца рассказать свою историю, хоть и чеховскую. Всем было интересно работать. И весело. Материал (это абсолютный шедевр) давал повод… Ведь, по сути, это не только история любви, а дорога к себе истинному. Про встречу с самим собой. Герои пытаются скрупулезно разобраться в себе: кто я, чем я живу, чего я хочу. Своей ли жизнью я живу, или она навязана и не имеет ко мне никакого отношения.

- У Чехова всегда в произведениях сто пудов любви, и чаще всего это любовь несчастная, неразделенная – или, как в "Даме с собачкой", любовь взаимная, но запретная, — говорит Сергей Безруков. – Можно сказать, что Чехов в своих произведениях создает целую энциклопедию самых разных историй и проявлений любви. Но всегда любовь становится для каждого героя тем "пробным камнем", который показывает ему и нам, кто он есть в этой жизни.

Это Чехов – пронзительный, страстный, смешной, порой эксцентричный, но настоящий, считает Безруков. Безусловно, это современное, очень чувственное прочтение рассказа, и, как мне кажется, режиссеру удалось, сохранив авторский текст, сделать эту историю очень живой. Здесь есть сочетание драматичной истории и буффонады, которая только подчеркивает тонкость, глубину истории про этих двух любящих друг друга людей, любящих бесконечно, до сумасшествия. Здесь разворачивается настоящая буря чувств, почти шекспировских страстей.
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
6+
Вождь краснокожих
Приключения
1 час 20 минут
Подробнее
12+
Собака на сене
Комедия
3 часа с антрактом
Подробнее
6+
Алиса в Стране чудес
Сказка
2 часа, антракт
Подробнее
6+
Астрид Линдгрен. Малыш и Карлсон
Приключения
1 час 20 минут
Подробнее
16+
Хулиган. Исповедь
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа
Подробнее
Последние статьи
Сергей Жуков дебютировал на театральной сцене
21 октября 2025
Певец поразил зрителей новой гранью своего таланта. В Московском...
Театральный дебют солиста «Руки Вверх!»: о чем мюзикл Сергея Жукова «Ты у меня одна»
20 октября 2025
В Московском Губернском театре прошла премьера мюзикла Сергея Жукова. «Ты у меня...
Певец Сергей Жуков впервые вышел на сцену как актер в военном спектакле "Ты у меня одна"
20 октября 2025
Певец Сергей Жуков и его сын исполнили главные роли в мюзикле "Ты у меня одна". ...
Сергей Жуков стал композитором: премьера спектакля «Ты у меня одна»
17 октября 2025
Сергей Жуков представил первую композиторскую работу в Губернском театре. ...
Потому что есть Сережка: Жуков дебютировал в Губернском театре
17 октября 2025
Фронтмен группы «Руки вверх!» Сергей Жуков добрался до театральной сцены. Певец не...
«Вы все — мои дети. Потому что я люблю вас»
24 сентября 2025
18-19 сентября на большой сцене Губернского театра состоялась премьера спектакля «Старший...
От бытового анекдота до библейской притчи: премьера в Московском Губернском театре
22 сентября 2025
Начало театрального сезона в Москве изобилует множеством ярких премьер, и Московский...
"Старший сын" Вампилова в Губернском театре напоминает, чего отчаянно не хватает современному театру
22 сентября 2025
"Старший сын" Вампилова в Губернском театре напоминает о важности сопереживания ...
«Старший сын» - премьера в Московском Губернском театре
21 сентября 2025
Московский Губернский театр  открыл  новый сезон   постановкой   «Старший сын» по пьесе...
Афера по-советски: в Губернском театре поселился «Старший сын»
20 сентября 2025
Сергей Безруков открыл сезон знаменитой пьесой Александра Вампилова. ...
В московском Губернском театре – премьера "Старшего сына"
18 сентября 2025
Сегодня в театре дают комедию по знаменитой пьесе Александра Вампилова. История...
На сцене Московского губернского театра состоялась премьера спектакля «Старший сын»
18 сентября 2025
О том, как важно слушать и слышать близких. Большая премьера на сцене Московского...
Премьеру спектакля "Старший сын" представили в Московском Губернском театре
18 сентября 2025
Пьеса Александра Вампилова превращается в философскую притчу о человечности и...
Новый миф о Дон Жуане представили в Московском Губернском театре
18 марта 2025
В праздничные дни марта в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Дон...
Кто обнимет небо: премьера «Дон Жуан. Новый миф» прошла в Московском Губернском театре
17 марта 2025
Премьера «Дон Жуан. Новый миф» по пьесе Жана-Батиста Мольера состоялась на сцене...
Антон Хабаров: «Мне точно уже не интересно просто играть красавчика»
14 марта 2025
В дни, когда страна отмечала женский праздник, Московский Губернский театр порадовал...
«Дон Жуан»: Новый миф родился в Губернском театре
14 марта 2025
Острохарактерные герои, резкая смена тональности и раскрытие идей Мольера. 8 марта в...
СОБЛАЗНИТЬ СМЕРТЬ И ОБРЕСТИ ПОКОЙ
13 марта 2025
ПРЕМЬЕРА «ДОН ЖУАН. НОВЫЙ МИФ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ 8 марта Губернский театр...
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре (16+)
12 марта 2025
«Мы показали две энергии – грешного, заблудшего и несчастного персонажа, и доброго,...
Бросая вызов морали и небесам
12 марта 2025
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» Московский Губернский театр представил...
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре