Наталья Зыкова
02 апр 2023
«Сорок первым должен был стать на Марюткином смертном счету гвардии поручик Говоруха-Отрок. А стал первым на счету девичьей радости…»
«СОРОК ПЕРВЫЙ» - Премьера в любимом Московский Губернский театр У меня очень много мыслей и эмоций внутри.., но.., почему-то, очень сложно их оформить в предложения, чтобы рассказать об этом удивительном спектакле…. Его НУЖНО ВИДЕТЬ своими глазами!!!!!!
Но я все же попробую…
Первое, что хотелось бы сделать, - это выразить ОГРОМНУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ режиссёру спектакля ИВАНУ ПАЧИНУ!!!!!
Я ошеломлена постановкой - это очень необычно, своеобразно и абсолютно не похоже на все спектакли, которые идут в Губернском театре!!))
И да!! По кусочкам видео и фотографиям невозможно судить об этом спектакле) Еще до его просмотра, просто зная сюжет и посмотрев видео и фото, я приготовилась реветь и умирать от разрыва сердца…. Но, к моему невероятному удивлению, в первые же минуты поняла, что на сцене всё очень аккуратно, щадяще и даже с юмором.
ОГРОМНОЕ СПАСИБО Ивану Пачину за то, что получился такой чудесный спектакль - с добротой, вниманием и уважением к Персонажам этого произведения, к зрителям… и Актёров друг к другу!!!
«Сорок первый» - это огромная и очень сложная работа всего творческого коллектива: и Актёров, и всех тех, кто трудился над постановкой спектакля!!! На сцене очень простые деревянные декорации и их совсем не много. Но.., то ли потому что они деревянные.., то ли по какой-то другой неведомой причине.. - очень хорошее тепло передаётся со сцены в зрительный зал!)
Хочу поделиться своими эмоциями от тех моментов, которые меня сильно зацепили…
Сцена, когда Евсюков, Марютка, Семянный, Вяхирь и Говоруха-Отрок идут по пустыне.
Во-первых, звучит необыкновенная проникновенная музыка!!
Во-вторых, КАК они все идут!!! Боже, это надо видеть!!! Каждый по-своему: своя походка.., свои эмоции на лице.., свой взгляд.., свои мысли и переживания… Это не просто поход - эта целая маленькая жизнь каждого Персонажа, выражающая его внутренний мир!!!
Ну.., я лично так восприняла эту сцену и была поражена!!
И да!! Я запомнила и буду теперь себе повторять слова поручика: «У тебя тело подавляет дух, а у меня дух владеет телом. Могу приказать себе не страдать».
Сцена, когда Марютка и поручик (все мокрые… они реально мокрые!!) оказываются на Острове. Дрожь по всему телу и зубы «стучат» у обоих так, что я прям ощущала эти их трясущиеся от холода тела… БРАВО АКТЕРАМ!!!! Это очень по-настоящему прожито на сцене!!!
Сцена, когда Марютка выхаживает заболевшего поручика.. «Застудился-таки, чёрт соломенный!..» И вот это, я вам скажу, по-актёрски очень сложно, но очень великолепно исполнено!!!!! БРАВО девчонкам-Марюткам (Даше, Ире и Юле) и Антону Соколову!!!
Всё это происходит на чёрном деревянном квадрате (так его назову)….
МАРЮТКА: туда забралась и напоила его…; оттуда свесилась и заботливо укрыла его…; там повисла и обтерла его… ДЕВЧОНКИ, я поражена и восхищена вашими акробатическими способностями!!!!
ПОРУЧИК: висит на этой доске..; крутится…; переворачивается в разных направлениях… И при этом не забывайте, Говоруха, по сюжету, в бреду.., жар у него… То есть его тело и лицо выражают боль.. Антон всё это очень по-настоящему проживает на сцене!!! Это очень сильно и достойно!!!
И, конечно же, сцена, когда поручик увлечённо рассказывает Марютке о своём отношении к жизни, к войне.., о своих идеалах и интересах.., об их дальнейшей жизни (как он это себе представляет).., о книгах и т.д. А Марютка в ответ «продолжает воевать». И они ссорятся…
Это очень по-своему с обеих сторон, с искрящимися глазами и живыми эмоциями)))
Интересный момент, когда Говоруха садится за воображаемый рояль, откинув воображаемый фрак, - это, одновременно, и с огромным таким достоинством …, и с юмором)) А Марютка пытается «пристроить» цветущую ветку. Очень эмоционально «впихивает» её то туда.., то сюда.., но ветка всё время падает. Для меня лично эти «впихивания» - олицетворение того океана эмоций, который бушует внутри Марютки… Она мечется и сама не понимает…: вроде, любит поручика, тянет её к нему.., но ей чужды его рассуждения о жизни… Потому что сама-то она «вернётся воевать»… Она же «армейскую клятву давала», поэтому не может «сидеть на печке… и в покое прохлаждаться», пока другие «бьются, кровь проливают».
В общем, во время этой ссоры я умилялась и ревела одновременно!!!
Для меня спектакль - это прежде всего люди - Актёры, которые творят на сцене!!! Именно от того, насколько реально они живут здесь и сейчас, зависит отношение зрителя к персонажам и к спектаклю в целом: полюбит зритель… или не поймёт?!
Так вот в «Сорок первом» ВСЕ АКТЁРЫ сделали абсолютно всё для того, чтобы этот спектакль покорил зрительские сердца!!!
АЛЕКСЕЙ ВЕРЕТИН - этот голос Автора: ровный, добрый, спокойный, завораживающий. Несколько персонажей замечательно играет в спектакле. И ещё именно он отвечает за подсветку героев фонарями (это отдельная особенность 41го). Очень харизматичный и самобытный Актёр!!!
СЕРГЕЙ МЕДВЕДЕВ - малиновый комиссар Евсюков. Очень понравился: такой простецкий красноармеец, с интересным юмором и выражением лица. Очень хорош и умилителен в сцене про пасхальное яйцо!!!))
ЕВГЕНИЙ СЫРКИН - Семянный (но желаю сыграть Говоруху!!!). Всё уже сказала.., но повторю: очень здОрово - глаза.., мимика.., жесты.. Эмоции, передающиеся через эти глаза и выражение лица!!! Всё очень забавно, смешно, удивительно и совсем не похоже на то, что я видела в Жене на сцене раньше!))
СЕРГЕЙ РЕНСЕВИЧ - Вяхирь. Ну я просто обалдела и очень удивилась ТАКОМУ Сергею!) Совсем другому, юморному, немного дурашливому, воплощающему на сцене интересного и не менее самобытного персонажа!!!
ДЕВЧОНКИ -
ДАША РЯБЦЕВА , ЮЛЯ ПИЛИПОВИЧ, ИРА ТОКМАКОВА, Я ВАС ПОЗДРАВЛЯЮ с этой удивительной, замечательной, чудесной ролью Марютки!!! Роль очень сложная по тексту, физически и эмоционально!!! Господи.., ну какие же вы бойцы и молодчины!!!!! Можно умиляться и реветь бесконечно, наблюдая за жизнью и расцветанием вашей Марютки на сцене!!! БЛАГОДАРЮ за ваш талант, самоотдачу, за Вашу огромную любовь к этой девочке-бойцу Марии Басовой!!!)))
Пишу и опять плАчу… Ох.., девчонки!!!
АНТОН СОКОЛОВ Антон Соколов - Говоруха-Отрок))
Я постараюсь коротко и только по существу))
С первых же минут появления на сцене… (нууу.., не с этими усами из белых верёвок, а на верблюде..) поразил меня!! «Ё-моё! - подумала я, - Какая стать, достоинство, напыщенность и надменность!..» ТАКОГО Соколова я ещё не видела) Потом этот лощёный поручик оказался ещё и с юмором. И, на мой взгляд, нужно было очень тонко и аккуратно балансировать на грани между «напыщенностью» и «юмором». Потому что слишком высокомерный поручик - это как-то скучно и неинтересно.., а слишком много юмора - совсем не в тему спектакля.. И надо сказать, что Антон великолепно прожил на сцене в этом «лоске и юморе» и сохранил эту тонкую грань от начала и до конца этой истории)
Ну и конечно же, Соколов не мог выйти на сцену и совсем не спеть «Цинга моя.., цинга…» и не помузицировать с достоинством!!!
Душа Антона (ну куда ж без неё!!!) вырвалась наружу в момент, когда Говоруха рассказывал Марютке свои мысли про жизнь… Эти горящие глаза.., это одухотворенное лицо.., мимика.., жесты….. - весь многогранный внутренний мир поручика предстал перед зрителями в полной мере!!!
Ещё раз ПОЗДРАВЛЯЮ с этой достойной ролью в таком великолепном спектакле!!!
Пожалуй, на этом закончу)
Хотя сказать могу ещё очень и очень много.., ибо удивлена, впечатлена и покорена!!!