Вместо психотерапевта – театр!
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Вместо психотерапевта – театр!

25 Мая 2021
Аргументы недели

Возглавив в 2014 г. Московский Губернский театр, Сергей БЕЗРУКОВ понимал, какой театр он будет создавать. Табаковская студийная школа на Чаплыгина и идеология Станиславского сделали своё дело, и Губернский вырос и заявляет о себе всё громче. Особенно это заметно по последним премьерам – «Энергичные люди», «Дядя Ваня», «Казанова», которые воспринимаются как гимн актёрству и психологическому театру. Поэтому появление такого фестиваля, как «Фабрика Станиславского» (ФС), закономерно. О будущем этого фестиваля, российского театра, национальном бренде и вере народный артист России, худрук Губернского театра и рассказал «Аргументам недели».

– Фестиваль «Фабрика Станиславского» будет проводиться в третий раз. Чем он отличается от предыдущих, ведь в прошлом году из-за пандемии его проведение сорвалось.

– Да, к сожалению, как и многим другим организаторам, в 2020 году из-за пандемийных ограничений нам пришлось отказаться от проведения фестиваля. Было очень грустно, потому что собралась сильная конкурсная программа: должны были приехать две постановки вампиловской «Утиной охоты», сделанные в разных жанрах, разным театральным языком. Спектакли Григория Козлова и Бориса Константинова, хотели показать интереснейшие работы Уланбека Баялиева, Сойжин Жамбаловой, Евгения Гельфонда. Не сложилось. Но мы рады, что два спектакля из прошлогодней несостоявшейся афиши всё же примут участие в конкурсе этого года: спектакль Дениса Бокурадзе «В сапоге у бабки играл фокстрот» Театра-студии «Грань» (Новокуйбышевск) и постановка Марата Гацалова «Русский роман», которую покажет Новосибирский театр «Глобус». Всего в программе фестиваля 7 интересных работ театров из Москвы, Новосибирска, Новокуйбышевска, Твери, Рязани, Иванова и Петрозаводска. Также мы проведём и практические лаборатории, и профессиональные тренинги для студентов театральных вузов: в Москву приедут 36 ребят из Белгорода, Перми, Якутска, Саратова, Симферополя, и мы подготовили для них очень серьёзную программу.

Главное отличие нынешнего фестиваля от предыдущих, наверное, в том, что он проводится в уникальное время. Когда лица и эмоции публики скрыты за масками, когда зрители тревожатся, смогут ли они вручить артистам букет на поклонах, когда в Москве разрешено заполнять залы на 50%, а в Подмосковье, где мы тоже покажем фестивальные спектакли, уже разрешено пускать 100%. Но тем важнее делать всё, чтобы театр как искусство выжил в это непростое время.

Открытие фестиваля мы тоже проводим в Подмосковье, в местах, так или иначе связанных с именем Станиславского, – это наша традиция. В разные годы это были усадьба Станиславского Любимовка, «Морозовские склады» в Орехово-Зуеве (Савва Морозов был меценатом МХТ и другом Станиславского), в усадьбе Горки Ленинские, где бывали артисты Художественного театра. На открытии мы, как правило, показываем эскиз спектакля, который планируем или мечтаем поставить в Губернском театре. В усадьбе Любимовка родилась моя постановка «Вишнёвый сад», в «Морозовских складах» мы пофантазировали на тему «Театрального романа» Булгакова, а в Ленинских Горках под открытым небом показали сцены из рок-оперы «Пугачёв», которую мечтаю поставить. В этом году мы немного отошли от нашей традиции – открытие состоится в Королёве. И связано это с двумя моментами: на открытии мы покажем превью электродрамы «Безымянная звезда» режиссёра Александра Созонова, которую он репетирует сейчас в нашем театре, главные роли исполнят Никита Пресняков и Анна Снаткина. Ну и ещё потому, что 2021 год – год юбилея первого полёта человека в космос. Поэтому «Фабрика Станиславского», если можно так выразиться, перемещается «ближе к звёздам». Тем более Станиславского вполне можно назвать первопроходцем в космосе отечественной режиссуры и первооткрывателем уникального явления «русский психологический театр». Простите за пафос, но это именно так, и именно поэтому мы придумали фестиваль, названный его именем.

А в остальном – главная особенность этого фестиваля по-прежнему в том, что мы не отмечаем наградами режиссёров: наша премия «Верю» вручается лучшим актёрам и лучшему актёрскому ансамблю. Название премии родилось из известной фразы Станиславского, для которого главным всегда был актёр, проживающий на сцене жизнь своего героя так, чтобы зрители могли сказать ему: «Верю!»

- А кто автор приза «Верю» из бисквитного фарфора?

– Специально для нашего мероприятия этот приз создал мастер фабрики «Дулёвский фарфор» – это партнёр фестиваля. Автор статуэтки Станиславского из бисквитного фарфора – Татьяна Белусь. Мы утвердили эскизы, и вот уже третий год этот приз эксклюзивно изготавливают для лауреатов.

– В чём ценность русского психологического театра в сегодняшние дни? Как этот бренд изменился со временем?

– Ох, это очень сложный вопрос и очень болезненный. Русский психологический театр – это действительно наш национальный бренд, который ценится во всём мире и который не хотелось бы потерять. А опасность такая есть, к сожалению. Чем больше смотришь сегодняшние постановки, особенно в Москве, тем больше убеждаешься, что школа уходит, островков психологического театра становится всё меньше. Они где-то на обочине театрального мейнстрима, где сейчас преобладает новый европейский театр, режиссёрские опусы и ребусы, где часто важнее форма, эпатаж, чем Человек, его история, его переживания. Причём есть немало режиссёров, для которых понятие «русский психологический театр» – это нечто «олдскульное», почти ругательное, а актёр, не показывающий, а проживающий роль «по Станиславскому», – это пошлость. Но театр ведь всегда был разным. Есть комедия масок и эпический театр, игровой театр и психологический, условный театр и театр абсурда, документальный театр, вербатим, модерн, постмодерн... Театр прекрасен в своём разнообразии! Я и сам как режиссёр пробую себя в разных стилях и направлениях, обожаю условность в театре. Но наш национальный бренд – это именно психологический театр, наша школа ценится во всём мире, и её нужно сохранить. Если вспомнить историю отечественного театра, ведь учениками Станиславского были Вахтангов, режиссёр-новатор Мейерхольд и потрясающий Михаил Чехов, который экспериментировал с фантомами персонажей, с энергией. Они такие разные, но они выросли из Станиславского и затем создали свой уникальный театр, свою уникальную систему. Мне кажется, психологический театр – это та соль, основа, без овладения которой невозможно играть формами. Вернее, возможно, но эта форма будет пуста. И мы на нашем фестивале как раз собираем театральные коллективы, режиссёров и актёров, убеждённых в том, что система Станиславского, его учение значимы для современного театра. Я за театр, где режиссёр растворяется в актёре, а форма не превалирует над содержанием. При этом на сцене может быть и условность, и игра с персонажами, и другие театральные формы, но главное всё же – человек, «жизнь человеческого духа», как говорил Станиславский.

– Чем актуален Константин Сергеевич Станиславский сегодня, в 2021 году?

– Самое важное, чему он учил, – любить искусство в себе, а не себя в искусстве. Речь о служении Театру, а не о самовыражении и самолюбовании. Это было актуально всегда, а сегодня особенно.

– География «Фестиваля Станиславского» обширна. Почему выбраны эти спектакли и какие актёрские ансамбли вас восхитили?

– Не хотелось бы заранее кого-то выделять, все спектакли, которые мы отобрали на фестиваль, по-своему интересны. Мне очень понравилась «Чайка» Тверского ТЮЗа, необычный, свежий взгляд на эту пьесу, хорошие актёрские работы. Очень интересный спектакль «В сапоге у бабки играл фокстрот» Дениса Бокурадзе, билеты на него раскупили мгновенно. Рекомендую «Грозу» Ивановского театра драмы и «Русский роман» Гацалова, который привезёт Новосибирский театр «Глобус», «Затейник» Театра «Сфера». И «Фауст» Рязанского театра драмы в постановке Дмитрия Акриша, где потрясающий актёрский ансамбль, и «Матрёнин двор» театра «Творческая мастерская» из Карелии – все спектакли фестивального конкурса достойны того, чтобы их увидел искушённый московский зритель.

– Во что верит Сергей Безруков сегодня как художественный руководитель театра, актёр, отец, мужчина?

– Как худрук и как актёр я верю, что театр жив, несмотря ни на что, и выживет в любые времена. Потому что это место, где идёт обмен идеями, энергией, где люди объединяются благодаря сопереживанию человеческим судьбам, проживаемым на сцене. Не зря древние греки считали главным предназначением театра катарсис – очищение через сострадание и сопереживание. В наше циничное время это очень важно, поход на хороший спектакль может принести больше пользы, чем сеансы психотерапевта (смеётся).

А в остальном я верю, что бы ни происходило – радости, трудности, – всё в копилку, всё – опыт, который делает нас сильнее. Всё будет хорошо!

Сергей Сыч

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Казанова. Ars Vivendi
Комедия в 2-х актах
3 ч 20 мин, один антракт
Подробнее
16+
Паша
Маргинал-сериал
1 час 30 минут
Подробнее
16+
Энергичные люди
Караоке-спектакль по повести В. Шукшина
3 ч 50 мин, один антракт
Подробнее
12+
Мой Лермонтов
Моноспектакль
1 час без антракта
Подробнее
12+
Приключения Фандорина
Детектив по роману Б. Акунина
2 ч 50 мин, один антракт
Подробнее
Последние статьи
Шарлотта Ивановна, покажите фокус! «Вишневый сад» в Губернском театре
19 Апреля 2022
Столько сказано о загадочной русской душе, о непостижимости её глубин, о метаниях и...
Розы-помидоры, медицинские маски и качель-лодочка: Московский губернский театр сыграл в Архангельске «Дядю Ваню» в постановке Сергея Безрукова
15 Апреля 2022
Единственный показ «Дяди Вани» МГТ на сцене архангельского театра драмы совпал с Эхом...
В Московском Губернском театре готовят поэтический спектакль об эмигрантах «Чужие берега»
10 Апреля 2022
Как можно оказаться во Франции или в Китае и одновременно в России? Московский...
Московский Губернский театр приехал с гастролями в Нижний Новгород
08 Апреля 2022
«Большие гастроли» снова на сцене Нижегородского театра «Комедия». В этот раз в...
Театр Сергея Безрукова приехал с гастролями в Нижний Новгород
08 Апреля 2022
Знаменитый театр Сергея Безрукова приехал в Нижегородский театр «Комедiя» ...
"Большие гастроли" Московского Губернского театра пройдут в Нижнем Новгороде 7-9 апреля
07 Апреля 2022
"Большие гастроли" Московского Губернского театра пройдут в Нижнем Новгороде 7-9...
Два подмосковных театра представят свои спектакли в рамках программы «ЭХО БДФ» в Архангельске
06 Апреля 2022
С 12 по 17 апреля года Большой Детский фестиваль представит лауреатов конкурса 2021...
Московский Губернский театр выступит в Нижнем Новгороде
04 Апреля 2022
С 7 по 9 апреля МГТ приедет в столицу Нижегородской области с «Большими гастролями»,...
Лариса Вильясте: «Любое искусство — это не воспитатель»
04 Апреля 2022
Большой детский фестиваль – один из немногих в мире и единственный в стране, жюри...
«Высоцкий. Рождение легенды» показали в Петербурге
03 Апреля 2022
В Санкт-Петербург с гастролями приехал Московский Губернский театр. Его художественный...
«НЕ НАДО ПОДРАЖАТЬ»: БЕЗРУКОВ О ВЫСОЦКОМ, ТЕАТРЕ И «МУЖСКИХ» РОЛЯХ
29 Марта 2022
Безруков долгие годы несёт за собой неглаcное звание «актёра, который может сыграть всё»....
С чего начинается театр? Доброе утро. Суббота. Фрагмент выпуска от 26.03.2022
26 Марта 2022
За кулисами Московского Губернского театра кипит работа более трех сотен людей...
Продолжение пути, начатого Тимофеем Докшицером
22 Марта 2022
18 марта в Большом зале РАМ имени Гнесиных состоялся концерт к 100-летию со дня...
«Высоцкий» приезжает из Москвы
17 Марта 2022
1 апреля в БКЗ «Октябрьский» Московский губернский театр представит спектакль «Высоцкий....
Большие гастроли. Интервью с Ларисой Вильясте. 360
14 Марта 2022
Большие гастроли. Интервью с директором Московского Губернского театра Ларисой Вильясте
Гастроли Московского Губернского театра пройдут в Петербурге с 26 марта по 1 апреля
10 Марта 2022
Жителей города ждут постановки "Остров сокровищ" и "Высоцкий. Рождение легенды" ...
Спектакль про Стива Джобса откроет серию показов лауреатов Большого детского фестиваля
07 Марта 2022
Постановку "Сочинение про Джобса" смогут увидеть зрители Московского Губернского театра ...
В федеральной программе «Большие гастроли–2022» примут участие три подмосковных театра
03 Марта 2022
28 февраля в рамках Всероссийского гастрольно-концертного плана, разработанного...
Три подмосковных театра примут участие в "Больших гастролях"
28 Февраля 2022
Красногорск. 28 февраля. ИНТЕРФАКС - Подмосковные театры примут участие в программе...
В федеральной программе «Большие гастроли–2022» примут участие три подмосковных театра
28 Февраля 2022
28 февраля в рамках Всероссийского гастрольно-концертного плана, разработанного...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре